Русский язык. Литература

Собаки — собаки — псы и щенки

Размещено 4.10.25 в рубрике Зоя+Герман

Изображения собак встречались еще в наскальных рисунках первобытных людей, а это было около 4500 лет до нашей эры. И что примечательно, изображались первые собаки весьма схематично и лишь отдаленно напоминали образы современных собак. Лишь в живописи Древнего Египта у изображаемых на­чинают появляться знакомые черты. В то время образ собаки в живописи носил сакральный смысл – с собачьей головой изображался бог загробного мира Анубис.



ВАЗОПИСЬ

В живописи эпохи Возрождения собаки изображались как символ верности, статуса и власти, особенно в портретах аристократов, а также как символ женской чувственности в работах таких мастеров, как Тициан. Они выступали в роли верного друга, компаньона в охоте, отражая дисциплину и принадлежность к элите, и как элемент личного портрета, подчеркивающий благородное происхождение и социальное положения.

https://homsk.com/martin/kak-na-kartine-rafaelya-santi-sobaka-prevratilas-v-edinoroga-i-drugie-osobennosti-etogo-shedevra

https://lectoroom.com/blog/animalistika-v-epohu-vozrozhdeniya-simvolizm-zhivotnih-v-iskusstve

Якопо Боссано. Две охотничьи собаки, привязанные к пню. 1548. Париж, Лувр
Рембрандт. Автопортрет в восточном одеянии. 1631. Париж, Музей Пти Пале
«Охотники на снегу». Питер Брейгель.
Позже, вплоть до самого Средневековья, собаки исчезли с полотен художников.Такое отношение к ним было обусловлено сложившимся в обществе мнением о собаках как существах злобных, агрессивных и вечно голодных, пожирающих различную падаль.


В странах Азии к собаке относились и до сих пор относятся своеобразно: то почитают, то презирают, то считают божеством, то... кулинарным блюдом.

Но как бы там ни было в средние века отношение к собаке кардинально поменялось. Четвероногий друг вновь появился на кар­тинах и гравюрах, правда, чаше всего в сво­ре. Живописцы изображали сцены охоты королей в сопровождении несколь­ких псов, хоть на самом деле числен­ность королевских стай порой доходила до 1000 особей.

Гюстав Курбе. Борзые графа де Шуазёля. 1866. Сент-Луис (штат Миссури), Художественный музей

В эпоху Возрождения в живописи собака уже представлена другом чело­века и его компаньоном. На полотнах появляются небольшие левретки и прочие карликовые собаки, ластящиеся к своим хозяйкам, развлекающие их, сидящие у ног или на коленях, благосклонно принимающие от хозяина проявления нежности и любви.

Дети короля Карла Первого

Пик популярности собак во времена Ренессанса зашкаливал. Каких их только не изображали на картинах 16 века: от крошечных живых игрушек и изящных левреток до псов внушительных размеров. Собака и человек очень сблизились. И типичной была сцена того времени: уст­роившись в ногах собравшихся за столом гостей, собака поедает объедки с празднично­го стола.

«Друзья». Автор: Жан-Батист Грёз.

К концу 17 столетия, количество пород основательно возрастает, особенно маленьких размеров, так как интерес к охотничьим собакам немного поугас. В особенном почете стали спаниели, полюбившиеся сильным мира сего. С течением времени любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна. А некоторые художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, став анималистами.

Иногда картины были специально созданы для увековечения памяти животного. Как правило, это были любимцы монархов и состоятельных людей.


Приходишь вечером домой — разбит, уставший и голодный.
Переступаешь свой порог, ногой нащупав пол холодный.
Нет настроения, нет сил, бросаешь сумки обречённо —
И вдруг, как вихрь, под ноги ком несётся и моргает сонно.

Ривьера Утешитель

Два уголька горят от счастья, и хвост мелькает, как стрела.
И забываешь про ненастье, про все заботы и дела.
Протянешь руку — и прижмётся холодный, мокрый нос к руке,
И сердце радостно забьётся, и кровь пульсирует в виске!

Уж если любят — без корысти, уж если служат — от души.
Большие доги и мастифы, ротвейлеры и малыши —
Все, независимо от роста, от возраста и от пород —
Наверно, скажем очень просто, что это весь собачий род.
И, может, всё же прав поэт? Не верится, что это враки —
Чем ближе узнаёшь людей, тем больше нравятся собаки…


Как хорошо, что есть на свете такие верные друзья.
Они наивные, как дети, их обижать никак нельзя.
Ведь им претят людские страсти, предательство и суета.
Им не нужна погоня к власти, и жажда денег им чужда.








Принудительное образование. Ривьера
МАКОВСКИЙ В мастерской художника
Спасённая.  Эдвин Ландсир.
По пути из шуолы. Чарльз Бартон Барбер
Артур Элели. Вечерний чай
ИЛЬЯ РЕПИН. ДРУГ ЧЕЛОВЕКА
«Болонка со щенками. Автор: Генриетта Роннер-Книп.
СОБАКИ-ПОМОЩНИКИ
Смерть друга
Собака и голуби». Автор: Генриетта Роннер-Книп.

Добавить комментарий