11. Дз, начиная с 9 задания. Особенно внимательно смотрим текст.
Размещено 26.12.23 в рубрике 11 класс
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) омр..чать, соприк..саться, л..терея
2) укр..щать, ур..внять (вес пакетов), возр..ст
3) зак..ренелый, раств..рить, вып..лоть (сорняки)
4) прим..рять (спорщиков), од..чавший, зав..зировать
5) об..регающий, прист..жной (воротник), об..дневший
10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) з..рисовка, не..тправленное, от..рвать
2) и..балованный, в..рыхлить, мирово..зрение
3) пр..остановить, пр..бывать (в городе), пр..чудливый
4) вз..скать, раз..грать, без..скусный
5) суб..ект, в..ездной, зав..южило
11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) письм..цо, тро..чка
2) камыш..вый, груш..вый
3) турист..кий, кавказ..кий
4) обессил..вший (от голода), ноздр..ватый
5) засушл..вый, затейл..вый
12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) терп..щий (бедствие), невменя..мый
2) (пассажиры) дремл..т, кле..щий (обои)
3) обгрыз..нный (карандаш), (народ) бор..тся
4) пороч..щий (его поступок), (друзья) выруч..т
5) оберега..мый, (окна) завеш..ны (шторами)
13Определите предложения, в которых НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) На экзамене мне досталась далеко (НЕ) ЛЁГКАЯ задача.
2) (НЕ) КОПЬЁМ побеждают, а умом.
3) Недолгое знакомство нисколько (НЕ) МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
4) В этом (НЕ) ПРОРЕЖЕННОМ лесу молодые деревья растут медленно.
5) Директор (НЕ) УСПЕЛ закончить фразу, как вдруг руку поднял Потапов.
14Определите предложения, в которых оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Лёгким кружевом поднялась высокая белая колокольня, (КАК)БУДТО вознесённая (В)ВЫСЬ небесную утренним ветерком.
2) В «Московском дворике» В.Д. Полéнова, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, проявилось ТО(ЖЕ) умение «поднять» непритязательный сюжет до высокого художественного обобщения, что и в пейзажах Саврасова и Серова.
3) Но вот сосны стали (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ уже начала проглядываться равнина.
4) С молодым дирижёром театра, (В)ПОСЛЕДСТВИИ знаменитым пианистом, а ТАК(ЖЕ) композитором Сергеем Васильевичем Рахманиновым, Шаляпин познакомился в 1898 году.
5) (ИЗ)ПОД снега вода находит себе путь к реке, и (ПО)НЕМНОГУ лёд поднимается.
15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Старички очень любили грибы, жаре(1)ые в масле и тушё(2)ые в сметане, отваре(3)ые в рассоле, а всего более солё(4)ые и маринова(5)ые.
16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом месяц.
2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.
3) Дорога бежала стремительно и ровно и по полям и по лесу.
4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.
5) Звук произносят и слышат букву пишут и читают.
17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Погасив свечу(1) мальчик укрылся одеялом (2) сшитым из разноцветных кусочков ткани (3) и (4) тотчас же уснул (5) свернувшись калачиком.
18Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Скажи-ка (1) дядя (2) ведь (3) недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу (4) отдана?
Ведь (5) были ж схватки боевые,
Да (6) говорят (7) ещё какие!
Недаром помнит вся (8) Россия (9)
Про день Бородина!»
(М. Лермонтов)
19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и (3) что (4) пока не будет проведена дополнительная работа (5) и (6) не проверит руководитель проекта (7) сдавать её в типографию нельзя.
20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда Женя решила всё же принять предложение Александра Семёновича (1) и (2) письмо об этом решении уже было отправлено на его московский адрес (3) она собралась поехать попрощаться со своей тётушкой (4) дабы (5) несмотря на то что (6) отношения между ними были очень непростыми (7) получить от неё благословение.
21Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Жеребёнок, стоявший около Рыжко, сорвался с места и поскакал к медвежатам. (2)Он скакал, играя, задрав курчавый хвост, врастопырку ставя неуклюжие длинные ноги с толстыми коленками. (3)Жеребенок скакал, сбивая сияющую росу; бледно-зелёный матовый след, дымясь, тянулся за ним. (4)Медведица опустилась на все четыре лапы и подалась вперёд. (5)И так замерла.
(6)Микулаю показалось, что её короткое подбористое тело как бы спружинилось, сжалось перед броском...
(7)Ничего не стоило медведице, если б она захотела, кинуться сейчас к жеребёнку и ударом лапы сломать ему шею. (8)Она ведь не знала, что на краю поля, в ёлочках, затаился человек, держащий ружьё навскидку. (9)Перед медведицей было тихое утреннее поле, неопасные лошади на опушке и совсем рядом – дурашливый жеребёнок, которого ничего не стоит заломать...
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2) В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые - крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперёд, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далёкого страшного дня.
(8)- Ваш сын приговорён к казни.
(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
(11)- Можно мне видеть коменданта?
(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нём был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нём проступали следы недосыпания и усталости.(17)Под глазами начинали вырисовываться тёмные мешки.
(18) - Я пришла умолять вас о моём сыне!
(19)- Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
(22)- Он приговорён к казни.
(23)Мейер вытер лоб ладонью.
(24)- Он работал на лесопилке...
(25)- Ах, лесопилка! - Он как бы вспомнил о лесопилке. (26)- И ваш сын... (27)Понимаю, понимаю...
(28)Я не могла взять в толк - издевается он надо мной или сочувствует. (29)Хотела думать, что он сочувствует. (30)Смотрела на него глазами, полными слёз.
(31)- Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, - после недолгого молчания сказал комендант.
(32)- Я отдаю себе отчёт, насколько это вам сложно, немыслимо трудно,- заговорила я. (33)- Но умоляю вас войти в моё положение.
(34)- Понимаю, - сказал он и как бы ушёл в себя.
(35)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (36)И чтобы он самостоятельно не пришёл к отрицательному решению, я заговорила:
(37)- Ваша мать жива?
(38)- Моя матушка? - Он слегка посветлел. - Моя матушка?
(39)По-немецки это звучало "мейн муттерхен".
(40)- Она служит в госпитале в Дюссельдорфе.(41) Старшей фельдшерицей. (42)Вы знаете, - комендант оживился, - она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
(43)- Все матери похожи друг на друга.
(44)- Совершенно верно, - он как бы перенёсся в далёкий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (45)Потом он сказал:
(46)- Одного часового убили четверо юношей... (47)Это вполне могли сделать и трое. (48)Не правда ли?
(49)- Правда, - отозвалась я.
(50)- А один мог быть задержан случайно. (51)Могло ведь так случиться?
(52)- Могло, - с готовностью подтвердила я.
(53)На меня нашло материнское ослепление.(54)Никого вокруг не существовало. (55)Только мой сын. (56)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (57)Пропала гордость. (58) Обязанности перед близкими людьми. (59)Только бы он жил! (60)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
(61)Комендант покосился на часы и сказал:
(62)- Вам придётся поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
(63)- Куда мне бежать?
(64)- Бежать не нужно. (65)Вас довезут на автомобиле. (66)Тут недалеко.(67)Километра полтора.
(68)- Он крикнул: - Рехт!
(69)Появился длинный, худой Рехт. (70) Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (71)Я спасла сына!
(72)Мальчики стояли у освещённой солнцем кирпичной стены. (73)Их было четверо. (74) Все четверо - мои ученики. (75)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (76)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (77)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
(78)Машина остановилась. (79)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (80)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (81)Он распрямился и крикнул:
(82)- Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (83)Который из вас сын госпожи учительницы?
(84)Мой сын не шелохнулся. (85)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (86)Тогда я сделала ещё несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (87)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
(88)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (89)Я почувствовала - он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (90)Его веки слегка вздрагивали. (91)Глаза смотрели виновато. (92)Перед кем он чувствовал вину? (93)Передо мной или перед самим собой? (94)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
(95)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (96)Стоит мне кивнуть - "вот мой сын", - и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
(97)- Госпожа учительница, пора, - сказал длинный Рехт.(98)- Вы задерживаете казнь... (99)Может быть, здесь нет вашего сына?
(100)Я вздрогнула. (101)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (102)Спасая сына, я одновременно предаю его. (103)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (104)Умирать всегда тяжело. (105)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
(106)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моем сердце.
(107)- Госпожа учительница!.. Берите любого и уходите. (108)Слышите?
(109)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (110)Я взглянула на сына. (111)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков.
(112) А его я увидела совсем маленьким. (113)В кроватке с сеточкой. (114)Его мучила корь. (115)Он метался в жару. (116)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (117)Он и сейчас не звал меня на помощь.
(118)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (119)Я повернулась и сказала:
(120)- Они все мои сыновья.
(По Ю.Я. Яковлеву*)
* Юрий Яковлевич Яковлев (1922 — 1995) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.
22Какие из высказываний НЕ СООТВЕТСТВУЮТ содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Чтобы спасти сына от казни, учительница была готова на всё.
2) Учительница просила коменданта о снисхождении к ребятам.
3) Кирилл не хотел встретиться взглядом с мамой, чтобы не проявить слабость.
4) Учительница хотела спасти сына, потому что у него была корь.
5) Четверо мальчишек были казнены.
23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-6 содержится описание.
2) Предложения 107,108 объясняют причину того, о чём говорится в предложении 109.
3) В предложениях 72-77 представлено рассуждение.
4) В предложении 71 содержится пояснение к предложению 70.
5) В предложениях 100-106 представлено повествование.
24Из предложений 25–31 выпишите фразеологизм.
25Среди предложений 84–88 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
26«Создавая образ матери и показывая её душевное состояние, Ю.Я. Яковлев использует различные средства выразительности, среди которых синтаксические - (А) _____ (предложения 57-58,65-67, 112-115). Кроме этого, переживания главной героини подтверждает (Б) _____ (предложения 73-74,102-103). А тропы (В) _____ (предложение 70) и (Г)_____ (предложение 109) показывают, какие муки испытывает учительница».
1) анафора
2) диалог
3) эпитеты
4) парцелляция
5) лексический повтор
6) ряд однородных членов
7) антитеза
8) сравнение
9) риторическое обращение
Часть 2
27Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Комментарии
9) 345
10) 24
11) 345
12) 354
13) 1235
14) 12
15) 123
16) 354
17) 125
18) 127
19) 127
20) 347
21) 6789
22) 24
23) 145
24) взять в толк
25) 8588
9) 345
10) 24
11) 1345
12) 45
13) 1235
14) 12
15) 1235
16) 345
17) 1235
18) 1267
19) 147
20) 3457
21) 6789
22) 234
23) 124
24) взять в толк
25) 8588
26) 4538