11 класс. 11.Х.Сочинение пишем.
Размещено 4.10.23 в рубрике 11 класс, Прочее
НА ВЫБОР
ТЕКСТ 1.
1)Шла осада Нотебурга. (2)Так у шведов называлась крепость Орешек. (3)Пётр I лично принимал участие в сражениях. (4)День за днём русские из сорока орудий обстреливали крепость. (б)Безуспешно.
(б)Из-за бездорожья обозы отстают от войск, так же как и осадные пушки. (7)Северная война началась в распутицу, в октябре 1700 года, под Нарвой с того, что сразу обнаружилась нехватка ядер. (8)Порох был скверный. (9)Артиллеристам приходится закладывать полуторный заряд. (10)От этого рвутся пушки, гибнут бомбардиры. (11)Видя подобные беды, капитан артиллерийской роты Гуммерт переходит на сторону шведов. (12)Военные советники, нанятые Петром, плохи, не оправдывают надежд.
(13)При бомбардировке Нотебурга пушки то и дело выходят из строя.
(14)Когда солдаты пошли на штурм крепости, они не могли залезть в пролом стены: лестницы оказались слишком коротки.
(15)Ещё когда русские окружили крепость, Шереметев, командующий армией, отправил к коменданту трубача с посланием. (16)Фельдмаршал предлагал шведам сдаться. (17)Положение их безнадёжно. (18)Помощи ниоткуда не будет. (19)В ответ шведский комендант Шлипенбах учтиво и язвительно благодарил за объяснение причин, по которым гарнизон должен сдаться, и просил несколько дней сроку, чтобы получить разрешение от своего начальства.
(20)Такой ответ не устраивал Шереметева. (21)Обстрел возобновился. (22)В разных местах крепости начались пожары, чёрные столбы дыма поднимались в хмурое октябрьское небо.
(23)В огне пожаров уже сгорели все деревянные постройки крепости. (24)Половина русских пушек перекалилась, вышла из строя. (25)Русские решились на штурм, устремились в пробитые артиллерией бреши. (26)Шведы лили на них смолу, стреляли по ним в упор. (27)Сражались отчаянно. (28)Крепость считалась неприступной, и недаром: стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, так что осаждающим не развернуться.
(29)Штурм продолжался час за часом, тринадцать часов, то и дело обнаруживалась неопытность русских, недостача осадных средств, Пётр всё видел со своей батареи. (ЗО)Гибли его лучшие гвардейцы. (31)Вновь надвинулось позорище «Нарвской конфузии». (32)Горящая смола защитников крепости лилась сверху, вспыхивали деревянные лестницы. (ЗЗ)Преображенцы, семёновцы — его любимцы, его надежда — падали у каменных стен, застревали убитые в слишком узких проломах. (34)«Бомбардирский капитан» не мог ничем им помочь, судороги бегали по лицу. (35)Губы дрожали, когда он отдал приказ отступать. (36)И тут произошло небывалое — подполковник Семёновского полка Михаил Голицын ослушался:
— Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий.
(37) И Пётр не осердился на ослушника, Пётр возликовал: появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы!
(38) Его гвардейцы и преображенцы повторили приступ. (39)Назад пути им не было, они сами столкнули суда, на которых приплыли, в воду и пустили их по течению реки. (40)Теперь им оставалось только взять крепость. (41)В это время, несмотря на обстрел, на остров высадился свежий отряд подпоручика Меншикова. (42)Русские снова и снова бросались врукопашную. (43)Никто и ничто уже не могло остановить штурмующих. (44)Под утро шведы сдались. (45)Пётр принял от Шлипенбаха золотой ключ от крепостных ворот.
(46)Из этих ворот вышли остатки шведского гарнизона. (47)Картина была красочная. (48)Пётр в тёмно-зелёном мундире стоял с огромным золочёным ключом. (49)Шведские солдаты — кто перевязанный, кто хромой, опалённые, грязные, заросшие — тащили чугунные пушки. (50)Ружья повисли дулами вниз. (51)Барабанщик шёл под знаменем. (52)Барабан его молчал. (бЗ)Последними шагали, опустив головы, шведские офицеры.
(54)Строй русских солдат во главе с Шереметевым и Петром отдавал честь стойким, мужественным защитникам крепости. (55)В знак высшего уважения шведам разрешалось взять с собою личное оружие, офицерам — шпаги.
(56) Тут же Пётр велел переименовать крепость в Шлиссельбург (Ключ-город), дать ей новый флаг, герб и наградить всех медалями.
(57) История приписывает победу двум полководцам — Шереметеву и Репнину — ну и, разумеется, Петру.
(58) Победа многому научила и офицеров, и солдат, и самого царя: ему навсегда запомнился миг его слабости.
(59) Уже спустя неделю были выбиты медали в честь взятия Нотебурга: изображён был Пётр и осада крепости.
(По Д. А. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (1919-2017) — русский советский писатель, общественный деятель.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
(1)Американцы чрезвычайно бережно относятся к своей истории. (2)Видимо, это происходит оттого, что история у них — короткая. (3)Бурная, но короткая — всего двести лет.
В ней отсутствуют пирамиды и фараоны, мифические реликвии и древние археологические святыни.
Есть обозримая история новейшего времени. (6)И каждый штрих в ней — абсолютно достоверен.
(7)Любовь американцев к своему прошлому напоминает трогательные отношения индусов с водой. (8)Или японцев — с жизненным пространством. (9)Оно и понятно. (10)Если чего- то как кот наплакал, люди начинают этим дорожить.
(11)Американцы берегут памятники своей истории. (12)Создают для каждого исторического булыжника необходимый убедительный фон.
(13)Ярчайшая иллюстрация тому — Плимут-Рок возле Бостона. (14)Считается, что именно здесь высадились первые европейцы. (15)У причала — изящная шхуна, действующая копия знаменитого судна «Мэйфлауэр». (16)Рядом — продуманный до нюансов музейный комплекс. (17)Доброжелательные работники одеты по моде семнадцатого века.
(18)В своей любви к истории американцы бывают прямо- таки неудержимы. (19)Издавна местные богачи вывозили ценнейшие редкости с отдалённых концов земного шара.
(20)Есть в Америке импортные готические храмы.
Попадаются египетские мумии. (22)Деревянные тибетские идолы. (23)Российские курные избы.
(24)Верхнюю оконечность Манхэттена украшает старинный французский замок Клойстер. (25)Замок был куплен в Европе, демонтирован, переправлен в Америку и установлен в районе Вашингтон-Хайте. (26)В Европе же была куплена древняя ограда с воротами и несколько служебных построек.
(27)Теперь в этом замке расположен музей средневекового искусства.
(28)Приобрёл замок и доставил его в Америку мультимиллионер — господин Рокфеллер. (29)Спасибо ему от многочисленных посетителей...
(30)Прекрасный музей старинных экипажей находится в северной части Лонг-Айленда. (31)Возник он на базе частной коллекции. (32)Содержит его местная община на бесконечном энтузиазме.
(33)В музее — около трёхсот конных экипажей. (34)Среди них — почтовые дилижансы и аристократические «выезды».
(35)Пожарные кареты и расписные сани. (36)Фургоны покорителей Дикого Запада и элегантные светские ландо.
(37)Линейные пассажирские экипажи и русские коляски...
(38)Я долго разглядывал фургоны американских пионеров. (39)Касался тяжёлых брусьев, связанных ремнями из воловьих жил. (40)3аглядывал в мрачноватые квадратные амбразуры.
(41)Каким суровым и мужественным был образ жизни этих людей!
(42)Что ж, любовь к прошлой истории родины — похвальное чувство. (43)Оно помогает разобраться в настоящем и угадать туманные контуры будущего...
(По С. Довлатову )
Комментарии
текст 2: Почему важно сохранять историческую память?
Очень важно сохранять историческую память, потому что история – главный учитель человечества. Ее можно сохранить по-разному: с помощью дневников, мемуаров, художественных и научных произведений, с помощью артефактов и памятников архитектуры. Важно помнить историю, как свою, так и чужую, и уроки, которые она дает современным людям, чтобы не повторять ошибок прошлого, а учиться на них. В своем тексте С. Довлатов поднимает тему важности сохранения исторической памяти.
Довлатов пишет об американцах и их страсти к сохранению истории и исторических памятников. Один из них – копия судна «Мэйфлауэр» в Плимут-Рок. Считается, что именно там высадились первые европейцы. Этим американцы не ограничились, поставив рядом музей. Это показывает их бережное отношение к собственной истории, желание запомнить ее и передать будущим поколениям. Передать не в виде сухого параграфа в энциклопедии, а в виде яркой инсценировки, которая запомнится будущим поколениям. Есть и другой пример сохранения, на этот раз чужой, истории американцами. Это старинный французский замок Клойстер, разобранный и вновь собранный на Манхэттене. Помимо самого замка из Европы привезли еще и ограду, и хозяйственные сооружения. Этот пример вновь показывает трепетное отношение американцев к истории. Они не сохраняют просто кусочки истории, не понятные без контекста. Они собирают все части в единое целое, чтобы создать правдоподобную картину прошлого, которая сможет научить важными уроками современное поколение.