Русский язык. Литература

8в. 25.04. Пояснительные+уточняющие. Д.з.

Размещено 25.04.22 в рубрике 8 класс

ПЕРЕПИСАТЬ, ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ: Антонио Минази (мнах)доминиканец из итальянского города Реджо-ди-Каламбрия с удвленим уставлся на море. 2. Там где обычно корабли расекали носом волны в воздухе зависли вличестве(н,нн)ые замки. 3. А чуть подальше движ_т(?)ся целое войско рыцарей в латах!

  1. Мнах (на)столько был поржен сверхестестве(н,нн)ыми видениями что написал об этом книгу. 5. Антонио поверил в мраж призрак внезапно повившйся в воздухе. 6. Конеч(?)но (н)каких дворцов там (не)было и в помине. 7. Сегодня такие вления мы называм фата-моргана по имни лгндарной феи Морганы которая согласно древнму прданию своим волшебством м_рочила людей.
  2. Мражи повляют(?)ся везде где чредуют(?)ся слои теплого и хлодного воздуха. 9. На их границ_ и вознкат столь (не)обычный оптический э(ф,фф)ект воздух отржая лучи првращат(?)ся в некое подобие зеркала. 10. Эти картинки постоя(н,нн)о перемщают(?)ся и мы видм удвительные вещи которые на самом деле могут находит(?)ся очень далеко от нас.
  3. Такие прродные вления часто можно наблюдать напрмер в пустынях где днем раскле(н,нн)ый псок нагрват воздух (в)низу а выше он остает(?)ся хлодным. 12. Вот и начнат (в)дали блстеть чудес(?)ные озера. 13. Ах сколько утомле(н,нн)ых зном путников обртало надежду! 14. Вода! Неужели вода?! ликовали они. 15. Чем быстрее однако несчас(?)ные шли к спасительнму водоему тем дальше отступала от них заветная синяя гладь. 16. Ясно это было (н)какое не озеро а всего лишь голубое небо вернее его отржение на земле. 17. Бывало (из)за мража в пустын гибли целые крваны. 18. «Зеркальный» слой воздуха может располгат(?)ся и в небе. 19. Тогда на г_pзонте «рисуются» даже те прдметы которые находят(?)ся далеко от нас. 20. Похоже име(н,нн)о так викинги открыли Гренландию. 21. Древние морплаватели случайно заметили в небе отржение далекого острова когда более 1000 лет назад брздили Атлантический океан. 22. Ну а что же увидл Антонио Минази? 23. Кто знает! 24. Часто слои «зеркального» воздуха смешвают(?)ся. 25. Тогда видны и вовсе фнтастические картины. 26. Может быть так и вознкают «летающие тарелки»? 27. Однако все мражи обеднят одно достаточ(?)но легкого дуновения ветерка чтобы они беследно и_чезли.

(По материалам журнала «Гео»)

Задания

  1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
  2. Определите тип речи.
  3. Что выражено в заглавии – тема или идея?
  4. Найдите ключевые слова, связывающие предложения первого абзаца.
  5. Какие языковые средства, используемые в данном тексте, сближают его с научным и художественным текстами?
  6. Найдите в тексте вводные слова и обороты. Укажите номера предложений, в которых они встречаются. Определите их роль в этом тексте.
  7. Выпишите из второго абзаца существительные по группам в зависимости от их лексико-грамматического значения: вещественные, конкретные, отвлеченные, собирательные.
  8. Найдите разносклоняемое существительное, произведите его морфологический разбор. Приведите еще примеры таких слов.
  9. Выпишите из предложений № 11–20 имена прилагательные по разрядам, выделите в них морфемы.
  10. Выпишите глаголы, относящиеся ко II спряжению, образуйте от них все возможные глагольные формы.
  11. Выпишите словосочетания (по одному примеру) на каждый способ связи. Произведите их разбор, укажите вид связи.
  12. Укажите номера предложений, в которых подлежащее одновременно является средством связи простых предложений в составе сложного.
  13. Найдите в тексте сложное предложение с сочинением и подчинением, укажите его номер, составьте схему.
  14. Найдите в тексте предложение с однородными придаточными, укажите его номер, составьте схему.

15.Какой частью речи является слово однако в предложении № 27? В какой роли оно выступает в предложении № 15?

Пояснительныечленыпредложения–слова,раскрывающиесмыслсообщения,предшествующегоимвустнойилиписьменнойречи. От уточняющих они отличаются тем, что уточнение – это объяснение широкого понятия более узким, конкретным, а пояснение обозначает одно и то же понятие другими словами. Так как уточняемые и уточняющие члены предложения тождественны по смыслу, их можно поменять местами, смысл сказанного не изменится.

Присоединительные члены предложения обособляют, если они представляют дополнительные замечания или дополнения, включённые в середину или конец предложения — обычно такие конструкции имеют особые связующие слова: в том числе, например, в частности, главным образом, по имени, по прозвищу, именно, особенно, даже, да ещё, да и.

1. Уточняющие члены, которые акцентируются в большей степени, выделяются тире.

2.    Уточняющие определения могут конкретизировать значение местоимений этот, тот, такой.

Например:  Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением

3.    Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами типа вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов). Поскольку выделяется вводное слово, запятая после уточняющего члена не ставится.

Например:  Любая годичная сессия академии - это, конечно же, в первую очередь добросовестный отчет ученых. Отчет о том, каких высот, а точнее, глубин удалось добиться в познании природы... 

4.    Уточняющий смысл члена предложения может быть подчеркнут как ситуативное совпадение, хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение.

Например: И вдруг, у самого поворота в Суходол, увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру в халате и шлыке, фигуру не то старика, не то старухи (Бун.) - под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства - у самого поворота в Суходол - выдвигается на первый план временное значение (в тот момент, когда подъезжали)

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб