Русский язык. Литература

Дз на 7 апреля. Работа с текстом

Размещено 31.03.22 в рубрике 10 класс

ВЫДЕЛИТЬ ПРОБЛЕМУ, УКАЗАТЬ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, (подтверждающие её наличие), ПОНЯТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА, УКАЗАТЬ НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СФОРМУЛИРОВАТЬ СВОЮ, УКАЗАТЬ АРГУМЕНТ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ. ПО ВСЕМ ТЕКСТАМ!

ТЕКСТ №1

(1)...Так в чём же смысл человеческого существования? (2)Не в вопросе ли заключён ответ? (3)Не в том ли смысл появления человека на земле и во Вселенной, чтобы кто-то спрашивал? (4)Себя и целый мир: зачем мы и всё зачем? (5)Если верно, что человек — осознавшая себя материя, своё существование осознавшая, себя увидевшая со стороны материя, так кому же, кроме как человеку, спрашивать: зачем? зачем? зачем?..

(6)С камня не спросится, что он камень, с чайки не спросится, что она чайка... (7)С человека спросится.

(8)«Червь, — написал один из героев Даниила Гранина, — для того, чтобы „делать землю"».

(9)«Человек, — скажем мы, — чтобы спрашивать». (10)И за червя, и за самоё землю спрашивать: зачем всё? (11)Зачем земля и зачем червь, «делающий землю»? (12)И самое главное «зачем» — зачем я, человек?

(13)«Простое размышление о смысле жизни, — говорил Альберт Швейцер, — уже само по себе имеет ценность». (14)Человек смотрит в небо, на звёзды — это ему необходимо потому, что он — человек. (15)Он смотрит не как вершина горы, дерево, кошка. (16)И смотрит, спрашивая и за себя, и за гору, и за кошку: что и зачем?

(17)А что же сегодня главное, какие вопросы самые актуальные? (18)Не вечные ли и есть самые актуальные? (19)Да, те самые, о которых часто думалось: обождут, на то они и «вечные»!

(20)Вопрос жизни и смерти? — подумаешь, нам бы ваши заботы!

(21)Теперь это наша забота, именно наша — о жизни и смерти самой планеты, во-первых, и, во-вторых, человечества, человека на ней. (22)И есть ли что важнее и актуальнее таких вот вечных вопросов?

(23)Настоящее — то, что всегда охотно приносилось в жертву чему-то: иногда — прошлому, а иногда — будущему. (24)Ведь данный миг всего лишь мостик, чтобы «консерваторам» уходить в уютное, милое для них прошлое, а «революционерам» рваться и увлекать за собой в будущее.

(25)И люди, что живут сегодня, обязательно хуже вчерашних. (26)И уж наверняка далеко им до тех, которые завтра придут!

(27)Но никогда не было так очевидно, что на них, на теперешних людях, всё сошлось. (28)Каковы они ни есть, но, несомненно, от них зависит, сохранится ли жизнь.

(29)Сегодня особенно ощутима истина: без прошлого человек не весь, без устремлённости в будущее человеку невозможно, но главный смысл человеческого существования всё-таки в том, чтобы вечно продолжалось настоящее — жил и продолжался человек. (30)Смысл жизни — в самой жизни. (31)Ведь действительно может оказаться, что человек — единственное во Вселенной существо, которое сознаёт своё существование и спрашивает, спрашивает — о смысле и целях собственного бытия!

(32)А это зачем? — можно спросить. (33)— Зачем, чтобы спрашивали?

(34)Давайте подождём миллиарды годиков и узнаем ответы на все «зачем». (35)Главное — не оборвать цепь, не позволить прекратиться жизни...

(По А. Адамовичу*)

* Александр (Алесь) Михайлович Адамович (1927-1994 гг.) — русский и белорусский советский писатель, сценарист, литературовед.

ТЕКСТ №2

1)Мир вокруг нас меняется. (2)И язык, который существует в меняющемся мире, меняется сам, перестаёт выполнять свою функцию. (3)Мы не сможем говорить на нем об этом мире, потому что у нас просто не хватит слов. (4)И не так уж важно, идёт ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5)Объективно всё правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6)Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.

(7)Что же конкретно мешает мне и раздражает меня?

(8)Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи. (9)Даже если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10)Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера — на трендсеттерах, сегодня — на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.

(11)К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12)Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейлз-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13)Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14)А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.

(15)Когда-то я с лёгкой иронией относился к эмигрантам, приезжающим в Россию и не понимающим некоторых важных слов, того же «пиара», скажем. (16)И вот теперь я сам, даже никуда не уезжая, обнаружил, что некоторые слова я не то чтобы совсем не понимаю, но понимаю их только потому, что знаю иностранные языки, прежде всего английский. (17)Мне, например, стало трудно читать спортивные газеты (почему-то спортивные журналисты особенно не любят переводить с английского на русский, а предпочитают сразу заимствовать). (18)В репортажах о боксе появились загадочные «панчеры» и «круэеры»; в репортажах о футболе — «дерби», «монегаски» и «манкунианцы». (19)Да что говорить, я перестал понимать, о каких видах спорта идёт речь! (20)Я не знал, что такое кёрлинг, кайтинг или банджи-джампинг (теперь знаю).

(21)Окончательно добил меня хоккейный репортаж, в котором было сказано о канадском хоккеисте, забившем гол и сделавшем две «ассистенции». (22)Поняв, что речь идёт о голевых пасах (или передачах), я, во-первых, поразился возможностям языка, а во-вторых, разозлился на журналиста, которому то ли лень было перевести слово, то ли, как говорится, «западло». (23)Потом я, правда, сообразил, что был не вполне прав не только по отношению к эмигрантам, но и к спортивному журналисту. (24)Ведь глагол «ассистировать» (в значении «делать голевой пас»), да и слово «ассистент» в соответствующем значении уже стали частью русской спортивной терминологии. (25)Так чем хуже «ассистенция»?

(26)Но правды ради должен сказать, что более я этого слова не встречал.

(27)Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть, похожие, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).

(28)Я, в принципе, не против сленга (и других жаргонов). (29)Я просто хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. (30)Я, в принципе, не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать; я хочу знать, где в этих словах ставить ударение и как их правильно писать. (31)Я, в принципе, не против языковой свободы: она, (конечно, в разумных пределах) способствует творчеству и делает речь более выразительной.

(32)Но мне не нравится языковой хаос (который вообще-то является её обратной стороной), когда уже не понимаешь, игра его или безграмотность, выразительность или грубость.

(По М. Л. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958 г.) — доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет изданиях.

ТЕКСТ№ 3

(1)На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный фильм о Человеке-пауке. (2)Знаю, что у детей этот персонаж очень популярен. (3)Они любят в него играть, надевают костюмы человека-паука, приносят игрушки в виде человека-паука... (4)Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими подобными героями. (5)Но героями ли?

(6)Вспомним сюжет фильма. (7)В самом начале мы видим молодого человека Питера, который в жизни не слишком удачлив: работа не клеится, отношения не ладятся, в любви не везёт. (8)Мир не очень дружелюбен к нему. (9)И вот он, благодаря стечению обстоятельств, превращается в Человека-паука, приобретает как будто вторую натуру. (10)И тут же становится и смелым, и сильным, и ловким. (11)Свои новые способности он использует во благо: вступается за слабых, предотвращает грабежи, сражается за добро и справедливость. (12)Вроде бы что плохого? (13)Прекрасный пример для подражания!

(14)Только вот... снимая костюм Человека-паука, Питер своих новых способностей, конечно, не теряет, но вновь становится обычным человеком — тихим, незаметным обывателем, которому не очень везёт. (15)Свою вторую натуру ему приходится скрывать. (16)Единственное, что он приобретает, — это уверенность и чувство самоудовлетворения: он-то знает, кто на самом деле герой. (17)И в третьей части трилогии Питер от всей души начинает этим гордиться, из-за чего и приходит на тёмную сторону и становится черным Человеком-пауком. (18)Получается, что новые способности делают его физически сильным, ловким и выносливым, но не дают ему внутренней силы...

(19)Давайте вспомним другие известные саги современности: «Властелина Колец», «Звёздные войны», «Матрицу». (20)Фродо тоже не обладает исключительными способностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и сильным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему дается, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действительно меняется. (22)Он совершает путь не только внешний от родного дома до страны мрака, но и внутренний и становится героем, хотя вначале героем его точно не назовёшь.

(23)И не его одного. (24) Люка Скайуокера из «Звездных войн», Нео из «Матрицы» никто не наделял волшебными и необыкновенными способностям и пауков или летучих мышей. (25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы, у них были учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили. (26)И это посильнее всех волшебных способностей и костюмов, это совсем другая магия, другое волшебство. (27)Вот что им помогало, их спасало, меняло. (28)И они стали героями, которые спасали мир.

(29)Так же как и у Бэтмена, и Супермена, мы не видим у Питера внутренних изменений, его пути к герою. (30)Способности, которыми эти персонажи стали обладать, и костюмы, которые они надели, не помогли поменяться им самим, а, наоборот, стали маской, за которой так удобно прятаться от собственных неудач. (31)Да, они использовали эти способности во благо, но получили их без усилий, это дар ниоткуда

(32)Может, поэтому Человек-паук и подобные ему персонажи так популярны в наш век комфорта: нам не хочется делать усилий, а хочется, чтобы всё доставалось легко.

(33)Я сейчас опять вспомнила о детях, для которых Человек-паук — кумир, пример для подражания. (34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что дает им мир... (35)Какую жизненную модель будут они принимать за чистую монету? (36)Что нужно надевать маску, если хочешь чего-то добиться, что эту маску нужно обязательно скрывать, что всё, что тебе нужно, дается просто так, а не заслуживается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться?.. (37)Как-то страшно становится. (38)Хорошо, что в народных сказках, которые ещё читают детям, заложены совсем другие модели, хорошо, что и в современных сагах ещё есть настоящие герои!

(39)В одной из частей фильма «Человек-паук» тётя главного героя говорит о том, что в каждом из нас живёт герой и что нужно его пробудить. (40)Я с ней полностью согласна, но мне не хочется пробуждать в себе Человека-паука. (41)Ведь мы сами выбираем себе героя и пример для подражания, и в наших силах задуматься о том, кому и чему мы следуем.

(По В. В. Куделиной*)

*Варвара Владимировна Куделина (р. 1985 г.) — преподаватель, психолог, публицист.

ТЕКСТ № 4

(1)Однажды на уроке биологии учительница, рассказывая о селекции, обмолвилась, что во время Великой Отечественной войны работники одной из лабораторий, умирая от голода, сберегли выведенные в ходе долгих экспериментов новые сорта пшеницы.

(2)Когда урок кончился, Димка Демьяненко, не без тайного желания покрасоваться перед миловидной учительницей, громогласно заявил:

–(3)Нет, ну это каким же чудовищем нужно быть, чтобы вот так видеть, как родные с голоду пухнут, и беречь это элитное зерно! (4)Оно что, дороже человеческой жизни?!

(5)И он торжествующе посмотрел на смутившуюся учительницу. (6)Наталья Евгеньевна вопросительно взглянула на Димку, не понимая: это вопрос, обращённый к ней, или реплика в никуда?

–(7)Это же было во время войны! – тихо сказала она.

(8)Димка надменно хмыкнул, показывая хлипкость этого аргумента перед его несокрушимой правотой. (9)Но победное самодовольство Димки задело самолюбие Вовки Нестерова, который никогда не упускал случая противопоставить свой живой ум книжному умствованию Демьяненко.

–(10) А ты бы, Демьян, что сделал с этим зерном? (11)Нажарил бы блинчиков для своей родни?!

(12)Димка с холодным высокомерием посмотрел на него. (13)Он умел в нужные минуты перевоплощаться в непреклонного и самоотверженного поборника справедливости, готового ради принципов пойти хоть в огонь.

–(14)Я бы, Вовчик, это зерно честно раздал людям, и думаю, что это спасло бы кого-то от смерти! (15)И знаешь, смеяться тут нечему!

(16)Вовка сразу посуровел, с его лица слетела улыбка, и он строго, как боец, задетый неспортивной выходкой противника, зловеще кивнул

–(17) Честно – это как? – спросил он, хищно прищурив глаза. – (18)Вот, Демьян, у тебя центнер зерна. (19)Нас тут – двадцать четыре человека. (20)Подели! (21)И чтоб честно!

(22)Димка передёрнул плечами, показывая, сколь унизительно простой является эта задачка для его интеллекта. (23)Быстро произведя какие-то расчёты, он произнес:

–(24)Это будет примерно по четыре килограмма...

–(25)Вот как! – усмехнулся Нестеров. – (26)У меня есть брат и сестра – нам четыре килограмма. (27)А ты, Демьян, в семье один – тебе тоже четыре килограмма. (28)И это честно?! (29)Ты делишь чужое, честный ты наш! (30)Это, выходит, так: я работаю сторожем при складе с продовольствием, у меня семья голодает, я раз – и уволок пару ящиков тушёнки. (31)Другой патронами на войне торгует, чтобы семью прокормить, третий военную тайну врагу загнал...

–(32)Я разве предлагал военной тайной торговать? (33)Чего ты передёргиваешь?

–(34)А, вон ты как? (35)Значит, тебе брать чужое можно! (36)А другим нельзя? (37)У тебя всегда, Демьян, так: себе – чтоб хорошо, а для других – чтоб честно! (38)А ты слышал слово долг? (39)И оно…

–(40)А есть ещё такое слово, как любовь к людям! (41)И эта любовь превыше всякого там долга!.. – перебил его Димка.

–(42)Друг мой Демьян, не говори красиво! (43)Зачем тогда воевать против врага, на войне же людей убивают! (44)Сдаться – и всё! (45)Зачем тогда работать – это трудно, негуманно. (46)Пусть все лежат на печи и жалеют друг друга! (47)Люди, которые сберегли это зерно, как раз и думали о других, а вот если бы они это зерно по домам растащили, то стали бы предателями и воришками... (48)И нечего тут своей философией голову людям морочить. (49)Пойдёмте лучше в столовую, пока наш суп вот такие гуманисты не съели...

(50)Я шёл вслед за другими и думал, что очень часто одни и те же явления могут оцениваться совершенно по-разному. (51)В чём-то правым мне казался Димка, убедительными мне казались и доводы Нестерова… (52)Но я чувствовал, что за их словами не было внутренней силы, как будто бы каждому из них захотелось порисоваться перед окружающими, они надели яркие мушкетёрские костюмы, помахали перед нами бутафорскими шпагами и сошли со сцены, довольные произведённым эффектом. (53)А мне вдруг захотелось понять: так кто же прав на самом деле? (54)Ведь не может быть, чтобы правда двоилась, чтобы она зависела от остроумия и яркости своих случайных попутчиков, которые решили поупражняться в красноречии, нисколько не заботясь о том, насколько утверждаемая ими точка зрения согласуется с голосом их сердца, с их верой.

(По В. Почуеву*)

*Почуев Василий Андреевич - современный публицист.

ТЕКСТ№5

(1)Когда человек любит, он проникает в суть мира.

(2)Белая изгородь была вся в иголках мороза, красные и золотые кусты. (3)Тишина такая, что ни один листик не тронется с дерева. (4)Но птичка пролетела, и довольно взмаха крыла, чтобы листик сорвался и, кружась, полетел вниз.

(5)Какое счастье было ощущать золотой лист орешника, опушенный белым кружевом мороза! (6)И вот эта холодная бегущая вода в реке. . . и этот огонь, и тишина эта, и буря, и всё, что есть в природе и чего мы даже не знаем, всё входило и соединялось в мою любовь, обнимающую собой весь мир.

(7)Любовь - это неведомая страна, и мы все плывём туда каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль своим собственным путём.

(8)Я пропустил первую порошу, но не раскаиваюсь, потому что перед светом явился мне во сне белый голубь, и когда я потом открыл глаза, я понял такую радость от белого снега и утренней звезды, какую не всегда узнаешь на охоте.

(9)Вот как нежно, провеяв крылом, обнял лицо тёплый воздух пролетающей птицы, и встаёт обрадованный человек при свете утренней звезды, и просит, как маленький ребенок: звёзды, месяц, белый свет, станьте на место улетевшего белого голубя! (10)И такое же в этот утренний час было прикосновение понимания моей любви, как источника всякого света, всех звёзд, луны, солнца и всех освещённых цветов, трав, детей, всего живого на земле.

(11)И вот ночью представилось мне, что очарование моё кончилось, я больше не люблю. (12)Тогда я увидел, что во мне больше ничего нет и вся душа моя как глубокой осенью разорённая земля: скот угнали, поля пустые, где черно, где снежок, и по снежку - следы кошек.

(13)Что есть любовь? (14)Об этом верно никто не сказал. (15) Но верно можно сказать о любви только одно, что в ней содержится стремление к бессмертию и вечности, а вместе с тем, конечно, как нечто маленькое и само собою непонятное и необходимое, способность существа, охваченного любовью, оставлять после себя более или менее прочные вещи, начиная от маленьких детей и кончая шекспировскими строками.

(16)Маленькая льдина, белая сверху, зелёная по взлому, плыла быстро, и на ней плыла чайка. (17)Пока я на гору взбирался, она стала бог знает где там вдали, там, где виднеется белая церковь в кудрявых облаках под сорочьим царством чёрного и белого.

(18)Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. (19)Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

(20)Только стоячая вода остаётся для себя стоять, тухнуть и зеленеет. (21)Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от неё всем хорошо. (22)И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. (23)И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже, как стоячая вода. (М.М. Пришвин)

Добавить комментарий