Русский язык. Литература

Учимся решать ОГЭ

Размещено 19.01.22 в рубрике 8 класс

Синтаксический анализ.

  1. Прочитайте текст.

(1) Русская берёза! (2)Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. (3)Наблюдая в лесу, я понял, что берёза — это воистину крестьянское дерево. (4) Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. (5) Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство — и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Русская береза (предложение 1)

2) Ни одно из деревьев не вмещает (предложение 2)

3) Берёза — дерево (предложение 3)

4) Вспоминаешь (предложение 4)

5) Обнимаешь дерево (предложение 5)


3 Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

К счастью(1) окраины ледяных полей были сильно поломаны(2) айсберги отсутствовали(3) и только иногда(4) гряды мелкого льда(5) нагроможденные местами(6) на полях(7) представляли серьезную опасность.
Ответ: 


4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «ветка ели», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: 


5 Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) (войти в) ЗДАНИЕ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

2) БАРАБАННЫЙ (бой) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.

3) ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (ребёнок) ПЛАЧУЩИЙ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -УЩ-.

5) ВОДОПРОВОДНЫЙ (шланг) — сложное существительное пишется слитно


6.Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста (см. ниже)? Укажите номера ответов.

1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.

2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.

3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.

4) Матвей Капитоныч — это сын погибшего перевозчика.

5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить вёсла и спрятаться, и это все хорошо понимали.

(1)На маленькой пристани уже набился народ.

— (2)Матвей Капитоныч, поторопись! — закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы.

— (7)Матвей Капитоныч, здравствуй!

— (8)Отойдите, не мешайте! — вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.

— (11)Эй! — покрикивал он. — (12)Садись с левого борта. (13)А ты, с котелком, — туда… (14)Тихо… (15)Без паники.

(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17)Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18)Лёгким гулом он прошёл по реке. (19)И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20)В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке.

— (21)Мотенька, что это?

— (22)Ну что! — сказал он, не поворачивая головы. — (23)Ничего особенного. (24)Зенитки.

(25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу — было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? — подумал я. — (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?.. (33)А впрочем, он ещё маленький, — подумалось мне. — (34)Не понимает, что такое смерть».

(35)Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36)В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел.

— (38)Да, да… — сказал он, вытирая платком лицо. — (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило.

— (43)Как перевозчика? — сказал я. — (44)Где? (45)Какого?

— (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе.

— (49)А сейчас там какой-то мальчик, — сказал я.

— (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб.

(52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось. (53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? — подумал я. — (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. (58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60)Вы подумайте только — он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий».(По Л. Пантелееву*)

* Леонид Пантелеев (1908 — 1987) —   русский советский писатель, журналист.

7.Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?

2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.

3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.

4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.

5) Вы подумайте только — он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.

8.Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.

(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день.

Комментарии

  1. Фиш А написал(а):

    2. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
    1) Русская береза (предложение 1)
    4) Вспоминаешь (предложение 4)
    ________________________________________
    3 Пунктуационный анализ.
    Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
    К счастью, окраины ледяных полей были сильно поломаны, айсберги отсутствовали, и только иногда гряды мелкого льда, нагроможденные местами на полях, представляли серьезную опасность.

    ________________________________________
    4. Синтаксический анализ.
    Замените словосочетание «ветка ели», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ: еловая ветка
    ________________________________________
    5 Орфографический анализ.
    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
    2) БАРАБАННЫЙ (бой) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
    4) (ребёнок) ПЛАЧУЩИЙ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -УЩ-.
    5) ВОДОПРОВОДНЫЙ (шланг) — сложное существительное пишется слитно
    ________________________________________
    6.Анализ содержания текста.
    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста (см. ниже)? Укажите номера ответов.
    1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.
    2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.
    4) Матвей Капитоныч — это сын погибшего перевозчика.

    8.Лексический анализ.
    Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.
    (16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день.
    мальчик сидит на этой лодке

  2. Никита Ткач написал(а):

    2) 24
    3) 12357
    4) еловая ветка
    5) 245
    6) 234
    7) 5
    8)лодка

  3. Бойченко Ульяна написал(а):

    1.34
    2.12357
    3.ЕЛОВАЯВЕТКА
    4.24
    5.124
    6.14
    7.ЛОДКА

  4. Петрова Катя написал(а):

    1)2,4
    2)12357
    4) еловая ветка
    5)2,3,4
    6)2,4
    7) шлюпка

  5. Оля Волхонская написал(а):

    2. 234
    3. 12357
    4. еловая ветка
    5. 245
    6. 124
    7. 35
    8. судно

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб