Грамматические ошибки — упражняемся
Размещено 10.01.22 в рубрике 10 класс, 9 класс
Спишите текст, заменяя цифры словами.
Строительная компания «Жалюзи» планировала сдать в эксплуатацию в 2008 году около 690 объектов. Техническая документация 257 объектов была подготовлена в срок, и ввод в строй этих объектов произошёл к началу четвертого квартала 2007 года. С 246 объектами возникли трудности, и сторонние организации предъявили строительной компании «Жалюзи» счет на сумму около 840 млн рублей.
2. Переконструируйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.
1. Прокофьич сказал Данилушке: «Поймай-ка ты щеглёнка голосистого да чечётку бойкую». 2. «А какая гора самая высокая?» – спросил Игнат. 3. «Мне часто снятся целые сцены то из одной, то из другой моей будущей вещи, – говорил Алексей Толстой, – бери перо и записывай!» 4. «Это военное судно?» – поинтересовалась Алина.
IІІ. Упражнения на нахождение, классификацию и исправление
грамматических ошибок.
1. Упражнения на сопоставительный анализ нормы и её нарушения (без квалификации вида ошибки).
В данных упражнениях одновременно представлены правильный и не-правильный варианты, а ученики должны, сопоставив словоформы, словосочетания или предложения, определить, какой из предложенных вариантов
правильный (неправильный).
Варианты заданий:
а) выберите правильно построенные предложения; б) укажите предложения с грамматическими ошибками; в) выберите из слов, данных в скобках, необходимые.
Примеры упражнений:
1. Подчеркните правильно построенные сложносочинённые предложения.
1. Не только история влияет на литературу, но и литература влияет на историю. – История не только влияет на литературу, но и литература влияет на историю.
2. Набегали то небольшие тучки, то снова появлялось солнце. – То набегали небольшие тучки, то снова появлялось солнце.
3. Сегодня работают не только аттракционы, но и прогулочный катер принимает на свой борт всех желающих. – Сегодня не только аттракционы работают, но и прогулочный катер принимает на свой борт всех желающих.
2. Выберите из предложенных деепричастных форм те, которые соответствуют литературной норме.
Узнав – узнавши, глядя – глядючи, быв – будучи, побыв – побудучи, склеив – склеивши, умывши – умывшись, доставая – доставаючи, испекя – испёкши, заперевшись – запершись.
3.Выберите слова, данные в скобках, в соответствии с морфологическими нормами. Объясните, почему не подходит другой вариант.
1. На лугу Петренко заметил (пасущиеся коровы, пасущихся коров). 2. Для обсуждения проблемы надо пригласить (главы правительств, глав правительств) этих стран. 3. Теперь («Москвичи», «Москвичей») увидишь нечасто, а («Запорож-цы», «Запорожцев») ещё реже. 4. Дед собирал только (боровики и подосиновики, боровиков и подосиновиков). 5. Обрати внимание на (эти матрешки, этих матрешек). 6. Я беру (твой ферзь, твоего ферзя).
Комментарии
1. в две тысячи восьмом году; около шестисот девяноста объектов; двухсот пятидесяти семи; две тысячи седьмого года; с двумястами сорока шестью объектами; восьмисот сорока.
2. 1) Прокофьич попросил Данилушку поймать щеглёнка голосистого да чечётку бойкую. 2) Игнат спросил, какая самая высокая гора? 3) Алексей Толстой рассказывал, что ему часто снятся целые сцены то из одной, то из другой его будущей вещи, он говорил, можно было брать и записывать. 4) Алина поинтересовалась, являлось ли судно военным?
III
1. 1) Не только история влияет на литературу, но и литература влияет на историю. 2) То набегали небольшие тучки, то снова появлялось солнце. 3) Сегодня не только аттракционы работают, но и прогулочный катер принимает на свой борт всех желающих.
2. узнав, глядя, будучи, побыв, склеив, умывшись, доставая, испёкши, запершись.
3. 1) пасущихся коров (Кого?) 2) глав правительств (Кого?) 3) «Москвичи» (Что?) «Запорожцы» (Что?) 4) боровики и подосиновики (Что?) 5) эти матрешки (Что?) 6) твоего ферзя (Кого?)