«Заколдованное место»
Размещено 10.01.22 в рубрике 5 класс, Литература
Повесть «Заколдованное место» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» – первую известную книгу Гоголя. В первый раз эта повесть увидела свет в 1832 году.
И эту повесть можно саму назвать немножко заколдованной! Она так и норовит запутать читателя. Даже когда речь идёт о рассказчике и главном герое.
Как и другие повести в сборнике, «Заколдованное место» имеет пометку: «Быль, рассказанная дьячком энской церкви».
Получается, что рассказчик – это дьяк, так называют того, кто помогает священнику в богослужении. Но повествует он о своём детстве и об истории, которая произошла с его дедом.
То есть, главный герой – не рассказчик, а его дед.
Да и основная мысль в повести излагается прямо в лоб, в самом начале:
«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи... […] Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-Богу, обморочит!»
А весь рассказ идёт как бы в подтверждение этой мысли. Получается, что в самом начале читатель получает подсказку о том, что будет происходить!
Действительно, в основе сюжета – издевательства нечистой силы над главным героем. И его попытки найти несуществующий клад.
Если бы нас попросили на уроке пересказать сюжет произведения буквально в несколько словах, мы бы сказали примерно вот что:
– Дед из-за заколдованного места на огороде попадает за околицу села, решает, что нашёл клад… но это шутки нечистой силы.
Вообще-то, такие сюжеты встречаются в сказках довольно часто. Герой тоже встречается в этих сказках с нечистой силой. Можно там увидеть и поиски клада.
Но сама фантастика в произведении Гоголя очень уж необычная.
Для начала – как мы представляем себе заколдованное место? Это, конечно, кладбище со старыми склепами и надгробиями. Или таинственный заброшенный дом со скрипучими половицами. Или древний лес с кривыми стволами деревьев…
Но у Гоголя заколдованное место находится прямиком на баштане! То есть, посреди большого огорода, среди арбузов и дынь! Где же вся таинственность, где ужас?
Из-за этого появление фантастического в повести особенно неожиданно: никто не ждёт исчезновения деда посреди танца.
Получается, что это самое заколдованное место больше похоже на аномальную зону, которые показывают в фильмах и телепередачах. Но там хотя бы пытаются объяснить, отчего зона аномальная. Например, на её месте раньше произошло преступление.
Здесь же никаких объяснений нет: место просто заколдовано.
Но нельзя сказать, чтобы чудеса в тексте встречались на каждом шагу. Реальная часть повести занимает в тексте немало места!
Мы видим, как рассказчик неторопливо принимается за свою историю, повествует о своём деде, описывает баштан, рассказывает о встрече с чумаками.
При этом бытовые моменты описываются во всех подробностях – взять хотя бы поедание дыни.
Зачем? Затем, что это придаёт рассказу достоверность.
А автор ещё и использует диалектные слова из местности, где всё происходит:
Кавун, цыбуля, сопилка, люлька.
И названия предметов:
Плетень, галушки, чумаки, баштан.
Из-за этого история звучит совершенно обычно.
До того момента, как прямо посреди белого дня происходит чудо, и дед перемещается за околицу. И даже тогда герой не испуган и не растерян. Удивление его проходит очень быстро.
Создаётся впечатление, что и чудеса, и нечистая сила встречаются в жизни героя на каждом шагу. Так что после возвращения дед своим приключением не особенно удивлён и не видит в нем ничего выдающегося.
В ответ на вопрос внука:
«— А куда тебя, дед, черти дели сегодня?
Он отделывается невозмутимой и немного хвастливой репликой.
— Не спрашивай, — сказал он, завёртываясь ещё крепче, — не спрашивай, Остап; не то поседеешь! — И захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух».
Да и вообще, к сверхъестественному герой относится совершенно без трепета и почтения. И даже кроет нечистую силу отборными ругательствами!
«А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею! чтоб ещё маленьким издохнул, собачий сын!»
«— А чтоб ты, проклятый сатана, не дождал детей своих видеть!»
Как худшего врага, который может это слышать…
Впрочем, видимо, как раз может. Потому что реальное и фантастическое в повести перемешиваются очень тесно. Только что герой видел чудеса в лесу, и вот его уже обливают самыми настоящими помоями!
– Ну, в сказках тоже так бывает, – заметил Миша. – Зато в сказках нечистая сила совсем не страшная, и её легко обмануть.
– В народных сказках, которые ты читал – поправил Артём. –Но в повести Гоголя всё не так.
Писатель, когда творил свои тексты, скорее опирался на те страшные сказки и истории, которые ночами пересказывают у костров…
В повести, как и в сказках, разговаривают предметы и животные. Точнее, они повторяют слова героя. Но выглядит это неестественно и жутковато.
«— А, голубчик, вот где ты! — вскрикнул дед, подсовывая под него заступ.
— А, голубчик, вот где ты! — запищал птичий нос, клюнувши котёл.
Посторонился дед и выпустил заступ.
— А, голубчик, вот где ты! — заблеяла баранья голова с верхушки дерева.
— А, голубчик, вот где ты! — заревел медведь, высунувши из-за дерева своё рыло.
Дрожь проняла деда».
Так что чудеса в повести Гоголя выглядят пугающими – как и положено нечистой силе.
Интересно, что ни чёрт, ни какой-нибудь леший здесь не появляется и не вступает с дедом в разговор. Нечистая сила пугает и дразнит, но общаться не собирается.
«И чудится деду, что из-за неё мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-Богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и ещё и язык высунула и дразнит!».
А самое интересное, что из столкновения с нечистой силой герой выходит проигравшим.
Клад оказывается обманом, мороком. И герою только и остаётся, что запомнить урок: не попадаться на крючок нечистой силы.
– Ой-ёй, – призналась Алина. – Что-то мне уже совсем не хочется гоголевских кладов…
– Не так все страшно, – успокоил Артем. – Ведь автор находит и над чем посмеяться!
Например, над тем, как явившегося с котлом деда окатывает помоями жена. Рассказчик сам признается:
«…а, право, смешно показалось, когда седая голова деда вся была окутана в помои и обвешана корками с арбузов и дыней».
Да и сама развязка выглядит довольно комично: дед предвкушает золото… и вот он уже плюётся и моет руки, потому что в котле оказалась всякая гадость.
И разве можно назвать серьёзной концовку повести? Только вслушайтесь:
«Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец... черт знает что такое!»
Тут уж читатель прямо представляет себе этот тыкварбузец – и остается в хорошем настроении.
В повести «Заколдованное место» тесно связано реальное и фантастическое. При этом чудеса кажутся чем-то обыденным и не особенно удивляют персонажей.
· Однако чудеса эти – недобрые и жутковатые. Нечистая сила пугает и дразнит главного героя и в конечном счёте обводит его вокруг пальца.
· При этом тон повествования несерьёзный, в нём много юмора. Так что сама повесть напоминает байки у костра, от которых бывает то смешно, то страшно.
И это и есть подход Гоголя к фантастическому, который мы видим в этой повести.