Русский язык. Литература

5. Доп — 1. На каникулы. Можно по частям!

Размещено 2.01.22 в рубрике 5 класс, 6 класс, Литература

  1. Укажите фамилию автора произведения. Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор – Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку… Ответ: ________________________.
  2. Установите соответствие между названиями басен и цитатами из них: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. БАСНИ A) «Волк на псарне» Б) «Ворона и Лисица» В) «Свинья под Дубом» ЦИТАТЫ 1) "Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт…" 2) "Невежда так же в ослепленье Бранит науки, и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды". 3) "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!" 4) Пустился мой хитрец В переговоры И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад!» Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В
  3. Как называется данный композиционный элемент басни? Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт… Ответ: ________________________.
  4. Прочитайте фрагмент произведения и выполните задания 4–6. Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей всё нет как нет. Раз царица на лугу, На зелёном берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползёт к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесёшь ты в эту ночь: У тебя родится дочь». «Благодарствуй, добрый рак; Не ждала тебя никак…» Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей. Он, конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир весёлый тот Царь одиннадцать зовёт Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей? Было то обидно ей. У царя двенадцать блюд Драгоценных, золотых Было в царских кладовых; Приготовили обед; А двенадцатого нет (Кем украдено оно, Знать об этом не дано). «Что ж тут делать? – царь сказал. – Так и быть!» И не послал Он на пир старухи звать. (В.А.Жуковский, «Спящая царевна») 4.Определите жанр произведения по данному выше фрагменту. 1) басня 2) миф 3) сказка 4) рассказ
  5. Помните, как называются использованные в тексте средства художественной выразительности «на зелёном берегу», «пир знатный»? 1) метафора 2) гипербола 3) сравнение 4) эпитет
  6. Какие из перечисленных утверждений являются неверными? 1) У доброго царя и его супруги было двенадцать прекрасных дочерей. 2) Пророчество рака, который жил в ручье, сбывается: у царя и царицы рождается дочь. 3) В кладовых царя не обнаружилось необходимого количества дорогой посуды для гостей. 4) В честь рождения дочери царь устроил пир, на который позвал одиннадцать прекрасных молодых чародеек и одну старую уродливую колдунью. 5) Царская дочь от рождения отличалась удивительной красотой.
  7. 7. Найдите верное определение термина «сказка». Сказка – это … 1) стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. 2) картина мира в дошедшем до нас образном повествовании, отражает коллективное сознание народа. 3) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. 4) краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной, образной, форме.
  8. Прочитайте фрагмент произведения и выполните задания 8–9. Однажды (это было во время вакаций – день был прекрасный и необыкновенно тёплый, не более трёх или четырёх градусов морозу) Алёше позволили поиграть на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училищ… В продолжение всех этих забот Алёшу нашего совсем забыли, и он тем воспользовался, чтоб на просторе играть на дворе. По обыкновению своему, он подошёл сначала к дощатому забору и долго смотрел в дырочку; но и в этот день никто почти не проходил по переулку, и он со вздохом обратился к любезным своим курочкам. Не успел он присесть на бревно и только что начал манить их к себе, как вдруг увидел подле себя кухарку с большим ножом. Алёше никогда не нравилась эта кухарка – сердитая и бранчливая… ; но с тех пор, как он заметил, что она-то была причиною, что от времени до времени уменьшалось число его курочек, он ещё менее стал её любить… Увидев её теперь с ножом, он тотчас догадался, что это значит, – и, чувствуя с горестию, что он не в силах помочь своим друзьям, вскочил и побежал далеко прочь. – Алёша, Алёша! Помоги мне поймать курицу! – кричала кухарка. Но Алёша принялся бежать ещё пуще, спрятался у забора за курятником и сам не замечал, как слёзки одна за другою выкатывались из его глаз и упадали на землю. Довольно долго стоял он у курятника, и сердце в нём сильно билось, между тем как кухарка бегала по двору – то манила курочек: «Цып, цып, цып!», то бранила их. Вдруг сердце у Алёши ещё сильнее забилось…, ему послышался голос любимой его Чернушки! Она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит: Кудах, кудах, кудуху, Алёша, спаси Чернуху! Кудуху, кудуху, Чернуху, Чернуху Алёша, всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло. – Любезная, милая Тринушка! – вскричал он, обливаясь слезами. – Пожалуйста, не тронь мою Чернуху! Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать. Но Алёше теперь слышалось, будто она дразнит кухарку и кричит: Кудах, кудах, кудуху, Не поймала ты Чернуху! Кудуху, кудуху, Чернуху, Чернуху! Между тем кухарка вне себя была от досады!... Тут хотела она бежать к учителю, но Алёша не допустил её. Он прицепился к полам её платья и так умильно стал просить, что она остановилась. – Душенька, Тринушка! – говорил он. – Ты такая хорошенькая, чистенькая, добренькая… Пожалуйста, оставь мою Чернушку! Вот посмотри, что я тебе подарю, если ты будешь добра! Алёша вынул из кармана империал, составлявший всё его имение, который берёг он пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки… Кухарка взглянула на золотую монету, окинула взором окошки дома, чтоб удостовериться, что никто их не видит, – и протянула руку за империалом… Алёше очень, очень жаль было империала, но он вспомнил о Чернушке – и с твёрдостию отдал кухарке драгоценный подарок. (А. Погорельский, «Чёрная курица, или Подземные жители») Пятикласснику было предложено ответить на вопрос: «Почему Алёша, которому так не нравится кухарка, твёрдо решает отдать ей свой драгоценный империал?» Какие из перечисленных утверждений являются верными? 1) Мальчик испугался, что кухарка пожалуется директору на то, что он помешал ей поймать курицу. 2) Алёша – впечатлительный мальчик; в кудахтанье курицы ему слышатся крики о помощи, которые он не может оставить без внимания. 3) Алёша испугался за свою жизнь, увидев нож в руках кухарки, и решил откупиться от неё несмотря ни на что. 4) У мальчика любящее сердце, ему жаль курочку, и он решает отдать самое ценное, чтобы спасти жизнь Чернушки. 5) Богатому мальчику было не трудно задобрить кухарку, золотых монет у него было немало.
  9. Как называется разговор Алёши и Чернушки в начале фрагмента повести А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»? Ответ: ________________________.
  10. Прочитайте фрагмент произведения и выполните задания 10–11. Как называется лексическое средство выразительности, которое использует Ф.И.Тютчев в стихотворении «Весенние воды»: «воды …бегут», «воды… гласят»? (по указанному фрагменту). Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…. Ответ: ________________________.
  11. Укажите размер, которым написано стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды». Ответ: ________________________.
  12. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности? А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт. Ответ: ________________________.
  13. Установите соответствие между персонажами рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и их поступками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПЕРСОНАЖИ A) Жилин Б) Костылин В) Дина ПОСТУПКИ 1) помогает пленным, приносит им еду 2) попав в плен, общается со всеми жителями аула 3) заставляет писать письмо с просьбой о выкупе 4) отказывается бежать из татарского плена Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Комментарии

  1. Кокорина Даша 5 "А" написал(а):

    1) Ответ: «Волк на псарне»

    2) Ответ: А к 4
    Б к 3
    В к 2

  2. Атрачев Омаргаджи написал(а):

    1) Иван Андреевич Крылов «Волк на Псарне»
    2) А-4, Б-3, В-2
    3) Мораль
    4) 3
    5) 4
    6) 1
    7)3
    8) 4
    9)-
    10) олицетворение
    11)Ямб
    12)-
    13) А-2, Б-4, В-1

Добавить комментарий