5 задание.Теория. СЛОВАРИК паронимов. Значения приставок
Размещено 19.10.21 в рубрике 10 класс, 11 класс, ЕГЭ, ЕГЭ -КТ
https://rustutors.ru/egeteoriya/1138-zadanie-5.html
Содержание:
- 1 АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ
- 2 АРТИСТИЧЕСКИЙ — АРТИСТИЧНЫЙ
- 3 БЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ
- 4 БЕЗОТВЕТНЫЙ - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
- 5 БОЛОТИСТЫЙ - БОЛОТНЫЙ
- 6 БЛАГОДАРНЫЙ - БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ
- 7 БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ - БЛАГОТВОРНЫЙ
- 8 БЫВШИЙ - БЫЛОЙ
- 9 ВДОХ - ВЗДОХ
- 10 ВЕКОВОЙ - ВЕЧНЫЙ
- 11 ВЕЛИКИЙ - ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
- 12 ВОСПОЛНИТЬ - ДОПОЛНИТЬ - ЗАПОЛНИТЬ - НАПОЛНИТЬ - ПЕРЕПОЛНИТЬ - ПОПОЛНИТЬ; (ЗАПОЛНЕН - НАПОЛНЕН – ПЕРЕПОЛНЕН)
- 13 ВРАЖДЕБНЫЙ - ВРАЖЕСКИЙ
- 14 ВЫБИРАЯ - ИЗБИРАЯ
- 15 ВЫГОДА — ВЫГОДНОСТЬ
- 16 ВЫДАЧА - ОТДАЧА - ПЕРЕДАЧА – РАЗДАЧА
- 17 ВЫПЛАТА - ОПЛАТА - ПЛАТА - УПЛАТА
- 18 ВЫПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ - ОПЛАТИТЬ - ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬ
- 19 ВЫРАСТИТЬ - НАРАСТИТЬ - ОТРАСТИТЬ
- 20 ВЫРАЩИВАНИЕ - НАРАЩИВАНИЕ - ОТРАЩИВАНИЕ
- 21 ВЫСОКИЙ – ВЫСОТНЫЙ
- 22 ГАРАНТИЙНЫЙ - ГАРАНТИРОВАННЫЙ
- 23 ГАРМОНИЧЕСКИЙ - ГАРМОНИЧНЫЙ
- 24 ГЛИНИСТЫЙ - ГЛИНЯНЫЙ
- 25 ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВАЛЫЙ – ГОДОВОЙ
- 26 ГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯ
- 27 ГУМАНИЗМ — ГУМАННОСТЬ
- 28 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ - ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ
- 29 ДВОИЧНЫЙ - ДВОЙНОЙ - ДВОЙСТВЕННЫЙ - ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙ
- 30 ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛОВОЙ - ДЕЛЬНЫЙ – ДЕЛЯЧЕСКИЙ
- 31 ДЕМОКРАТИЧНЫЙ – ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
- 32 ДИКТАНТ - ДИКТАТ
- 33 ДИПЛОМАНТ - ДИПЛОМАТ
- 34 ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - ДИПЛОМАТИЧНЫЙ
- 35 ДЛИННЫЙ - ДЛИТЕЛЬНЫЙ
- 36 ДОБРОТНЫЙ — ДОБРЫЙ
- 37 ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙ
- 38 ДОЖДЕВОЙ - ДОЖДЛИВЫЙ
- 39 ДРАМАТИЧЕСКИЙ - ДРАМАТИЧНЫЙ
- 40 ДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ - ДРУЖНЫЙ
- 41 ЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ
- 42 ЖЕЛАННЫЙ - ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
- 43 ЖЕСТОКИЙ - ЖЕСТКИЙ
- 44 ЖИЗНЕННЫЙ – ЖИТЕЙСКИЙ
- 45 ЖИЛИЩНЫЙ – ЖИЛОЙ
- 46 ЗАГОРОДИТЬ – ОГОРОДИТЬ – ОГРАДИТЬ – ОТГОРОДИТЬ – ПЕРЕГОРОДИТЬ
- 47 ЗАНИЗИТЬ – ПОНИЗИТЬ – СНИЗИТЬ
- 48 ЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИК
- 49 ЗВЕРИНЫЙ — ЗВЕРСКИЙ
- 50 ЗВУКОВОЙ – ЗВУЧНЫЙ
- 51 ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ
- 52 ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ - ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ
- 53 ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ
- 54 ИНФОРМАЦИЯ- ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
- 55 ИРОНИЧЕСКИЙ - ИРОНИЧНЫЙ
- 56 ИСКУСНЫЙ - ИСКУССТВЕННЫЙ
- 57 ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
- 58 ИСХОДНЫЙ – ИСХОДЯЩИЙ
- 59 КАМЕНИСТЫЙ - КАМЕННЫЙ
- 60 КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ
- 61 КОННЫЙ - КОНСКИЙ
- 62 КОРЕНАСТЫЙ – КОРЕННОЙ – КОРНЕВОЙ
- 63 КОСТНЫЙ - КОСТЯНОЙ
- 64 КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ - КРАШЕНЫЙ
- 65 ЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙ
- 66 ЛЕДОВЫЙ — ЛЕДЯНОЙ
- 67 ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ
- 68 ЛИЧНОСТНЫЙ – ЛИЧНЫЙ
- 69 МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ - МИКРОСКОПИЧНЫЙ
- 70 МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ
- 71 НАДЕТЬ — ОДЕТЬ
- 72 НАЛИЧИЕ - НАЛИЧНОСТЬ
- 73 НАПОМИНАНИЕ - УПОМИНАНИЕ
- 74 НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА
- 75 ПАМЯТЛИВЫЙ - ПАМЯТНЫЙ
- 76 ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ
- 77 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ - ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ
- 78 РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙ
- 79 СОПРОТИВЛЕНИЕ - СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ
- 80 СОСЕДНИЙ - СОСЕДСКИЙ
- 81 СЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ
- 82 ТЕХНИЧЕСКИЙ - ТЕХНИЧНЫЙ
- 83 УДАЧЛИВЫЙ - УДАЧНЫЙ
- 84 УНИЖЕННЫЙ – УНИЗИТЕЛЬНЫЙ
- 85 ФАКТИЧЕСКИЙ – ФАКТИЧНЫЙ
- 86 ХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ
- 87 ЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ - ЦАРСТВУЮЩИЙ
- 88 ЦЕЛЫЙ - ЦЕЛЬНЫЙ - ЦЕЛОСТНЫЙ
- 89 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - ЭКОНОМИЧНЫЙ - ЭКОНОМНЫЙ
- 90 ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - ЭСТЕТИЧНЫЙ
- 91 ЭТИЧЕСКИЙ - ЭТИЧНЫЙ
- 92 ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ
- 93 ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ
Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);
б) доведение действия до нужного предела (вылечить);
в) доведение действия до естественного предела (вырасти);
г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);
д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).
Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);
б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);
в) произведение действия до нужного предела (обыскать);
г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);
д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);
е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);
ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).
Приставка ЗА- употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).
2. Глаголов и обозначает:
а) начало действия (заблестеть, заговорить);
б) достижение результата действия, состояния (завоевать);
в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);
г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
д) направленность внутрь (закатить);
е) попутное действие (зайти, занести);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);
и) ограничение пространства чем-либо (завязать).
3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).
Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);
б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);
в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);
г) уменьшение количества чего-либо (ушить);
д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);
е) доведение действия до нужного предела (упаковать);
ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).
Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании:
1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).
2. Глаголов и обозначает:
а) раздробление, разделение на части (разорвать);
б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);
в) распространение действия в разные стороны (разбросать);
г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).
Приставка ПЕРЕ- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);
б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача);
в) совершение действия вновь (переделать, перешить);
г) распространение действия на ряд предметов (переложить);
д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);
е) доведение действия до излишнего предела (перекормить)
Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании:
1. Глаголов со значением:
а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).
Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и обозначает:
а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);
б) частичное проявление признака (оттепель).
2. Глаголов и обозначает:
а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);
б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);
в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);
г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).
Приставка НА- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);
б) направленность внутрь (налить);
в) действие в большом количестве (наварить);
г) доведение действия до естественного предела (намусорить);
д) доведение действия до нужного предела (написать).
3. Наречий со значением:
а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);
б) обстоятельства времени, направления и образа действия (наверх, назавтра, напрокат).
Приставка ДО- употребляется при образовании:
1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).
2. Глаголов со значением:
а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);
б) совершения недостающего действия (доплатить);
в) совершения действия дополнительно (догрузить)
Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность движения или действия вверх (возвести, воспарить);
б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);
в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);
г) начало действия (воссиять, возликовать).
Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании
1. Глаголов со значением:
а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).
Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании:
1. Глаголов и обозначает:
а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);
б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);
в) доведение действия до нужного предела (изготовить);
г) доведение действия до излишнего предела (износить);
д) доведение действия до естественного предела (измучить);
е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).
2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).
Приставка С- (СО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных и обозначает:
а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);
б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).
2. Глаголов и обозначает:
а) движение сверху вниз (сбросить);
б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);
в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
г) воспроизведение чего-либо (срисовать);
д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);
е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);
ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);
з) доведение действия до нужного предела (сыграть).
3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).