7б. 14.Х. Урок дистант
Размещено 14.10.21 в рубрике 7 класс
- ПРОВЕРКА д.з. На тарелк(е-и) лежал сыр нарезанный тонкими ломтиками. 2. Мальчик прочитавший эту книгу получил высокую отметку.3. Сделанные из серебра статуэтки сразу привлекли моё внимание. 4. Листья ярко осв..щенные солнцем к..зались красными.5. Мы сели в автобус под(?)ехавший к нашей остановк(е-и).
1 Жен(?)щина-врач(?) прик..зала убрать все кол..щие предметы. 2. (З-с)десь иы найдеш(?) стел..щиеся р..стения. 3. Мальчик, увид..вший в стене трещ..ну , громко позвал остальных. 4. Броше..ый мяч(?) упал возле клетч..того покрывала. 5. В сара(е-и) ты увид..ш(?) мороже..ую рыбу, моче..ые яблоки, копче..ое сало. 6. Ране..ый осколком в живот лейт..нант стон..т от боли. 7. Пойма..ую л..сицу было реше..о подарить зоопарку. 8. Еще (не)созревшие яблоки имели (кисло)сладкий вкус. 9. Возле крыльца стоят (не)оседла..ые кони, рядом с ними топч..тся конюх в (ярко)ж..лтой рубахе.
2. К реке сбегает тропинка едва вид…мая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаря…мая луной. 3. Шелестит камыш чуть колебл…мый ветром. 4. Чьи- то голоса слыш…мые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Пригиба…мая ветром трава ложилась на землю. 6. Всадник скач…щий на коне показался за бугром. 7. Леч…щий нашу семью врач должен зайти сегодня. 8. Не та…щий на крыльце снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи стро…щиеся повсюду украсили нашу местность. 10. Туман стел…щийся в низине мешал видеть происходящее.
3.ЗАКРЕПЛЯЕМ ТЕМУ (ТЕОРИЯ):
ействительные причастия называют действие как признак субъекта (того, кто действует). Страдательные причастия называют действие как признак объекта (того, на кого направлено действие).При образовании причастий необходимо учитывать вид и переходность глаголов.Эта таблица поможет правильно образовать причастия.
Инфинитив | Вид | Переходность | Время | Д. з. | С. з. |
Читать | Несов. вид | Перех. | Прош. вр.,наст. вр. | Читавший,читающий | Читанный,читаемый |
Бежать | Несов. вид | Неперех. | Прош. вр.,наст. вр. | Бежавший,бегущий | |
Обидеть | Сов. вид | Перех. | Прош. вр.,наст. вр. | Обижавший | Обиженный |
Прийти | Сов. вид | Неперех. | Прош. вр.,наст. вр. | Пришедший |
Необходимо знать, что не от всех глаголов могут образовываться все причастия. Многие уже вышли из употребления. Например, страд. причастия наст. вр. от глагола писать уже не существует. При образовании причастий настоящего времени необходимо учитывать спряжение глаголов для правильного выбора суффикса. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (прош. вр.) с помощью суффиксов прош. вр. -вш, -ш:думавший, шедший.У некоторых глаголов с суффиксом -ну (завязнуть, нависнуть, промокнуть...) этот суффикс в причастии пропадает:завязший, нависший, промокший. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов наст. вр.:1 спряжения с помощью суффиксов -ущ/-ющ:трясти — трясут — трясущий;2 спряжения с помощью суффиксов -ащ/-ящ:лететь — летят — летящий.Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (прош. вр.) с помощью суффиксов:-нн: прочитать — прочитанный;-енн: выучить — выученный (отбрасывается суффикс -и);-ённ: решить — решённый (отбрасывается суффикс -и);-т: выдвинуть — выдвинутый. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени:1 спряжения с помощью суффикса -ем(-ом):забивать — забивают — забиваемый;2 спряжения с помощью суффикса -им:хранит — хранят — хранимый. Если у глагола есть постфикс -ся, то он сохраняется и у причастия: задуматься — задумавшийся.
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test16.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test15.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test598.xml
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test270.xml
Укажите предложение, в котором выделенное слово является причастием.
1) Августа ОТКРЫТО, по-бабьи вздохнула. (Астафьев В.)2) Мальчишка испуганно замер и вдруг засмеялся тоже — доверчиво и ОТКРЫТО. (Носов Е.)3) Крайнее окно в столовой было широко ОТКРЫТО. (Мирошниченко Г.)4) Если мы рисковали, шли ОТКРЫТО навстречу опасности, не щадя себя, то это мы делали только во имя цели и долга.(Федосеев Г.)
Комментарии
К реке сбегает тропинка /едва видимая во мгле/. 2. Серебрится река /слабо озаряемая луной/. 3. Шелестит камыш /чуть колеблемый ветром/. 4. Чьи- то голоса /слышимые издалека/ гулко раздаются в ночной тишине. 5. /Пригибаемая ветром/ трава ложилась на землю.
№1
1. 3)
2. 2)
3. 1)
№2
2. К реке сбегает тропинка, «едва видимая во мгле». 2. Серебрится река, «слабо озаряемая луной». 3. Шелестит камыш, «чуть колеблемый ветром». 4. Чьи-то голоса, «слышимые издалека», гулко раздаются в ночной тишине. 5. «Пригибаемая ветром» трава ложилась на землю. 6. Всадник, «скачущий на коне», показался за бугром. 7. «Лечащий нашу семью» врач должен зайти сегодня. 8. «Не тающий на крыльце» снег приходилось скалывать каждый день. 9. Дачи, «строящиеся повсюду», украсили нашу местность. 10. Туман, «стелющийся в низине», мешал видеть происходящее.