Об изложении. Сжатие текста
Размещено 5.10.21 в рубрике 9 класс
Из 9 варианта (октябрь)
Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.
Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.
Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
Микротемы:
1. Язык отражает представления человека о мире.
2. В языке северных народов многообразие названий снега.
3. Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику.
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
ИК1: Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив всеважные для его восприятия микротемы | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,ноупустил или добавил 1 микротему. | 1 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,ноупустил или добавил более 1 микротемы. | 0 |
ИК2: Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их напротяжении всего текста. | 3 |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их длясжатия 2 микротем текста. | 2 |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их длясжатия 1 микротемы текста. | 1 |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. | 0 |
ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью ипоследовательностью изложения:— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;— в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью ипоследовательностью изложения,нодопущена 1 логическая ошибка,и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,нодопущено более 1 логической ошибки,и/илиимеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 | 7 |