Русский язык. Литература

8. Урок 4.Х. Повторение. ПО и До

Размещено 4.10.21 в рубрике 7 класс, 8 класс

Д.з. в ЭЖД!

ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ

Что полезно помнить о ПРИЧАСТИЯХ.

  1. Отвечают на следующие вопросы: КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ, ДЕЛАВШИЙ, СДЕЛАВШИЙ?

2. Причастия обозначают признак по действию. Ребёнок ИГРАЕТ — он ИГРАЮЩИЙ; ИГРАЛ — ИГРАВШИЙ; книгу ПРОЧИТАЛИ — она ПРОЧИТАННАЯ и т.д.

3. В предложении причастие зависит от СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (или др.части речи в роли существительного; например, от местоимения).

4. Запомните суффиксы причастий.  

Действительные причастия настоящего времени: АЩ, ЯЩ; УЩ, ЮЩ. ДумаЮЩий, клеЯЩий, ищУЩий. Действительные причастия прошедшего времени: ВШ, Ш. ДумаВШий, клеиВШий, искаВШий. Страдательные причастия настоящего времени: ИМ; ЕМ/ОМ. ЧитаЕМый, гонИМый. Страдательные причастия прошедшего времени: ЕНН, НН, Т. ПостроЕННый, прочитаННый, покрыТый.  

Что полезно знать о ДЕЕПРИЧАСТИЯХ.   1. Отвечают на следующие вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ, СДЕЛАВ? КАК?

2. Деепричастия обозначают добавочное действие. Человек шёл, ОГЛЯДЫВАЯСЬ по сторонам; учёный прочитал рукопись, внимательно ИЗУЧИВ пометки автора и т.д.

3. В предложении деепричастие зависит от ГЛАГОЛА. 4. Запомните суффиксы деепричастий.   Деепричастия несовершенного вида: А, Я. ДелаЯ, работаЯ, слышА, кричА, держА. Деепричастия совершенного вида: В, ВШИ, ШИ. СделаВ, увидеВ, опустиВШИсь, решиВШИсь, испёкШИ, засохШИ, заперШИ. Такие суффиксы редко, но тоже встречаются: УЧИ, ЮЧИ. БудУЧИ, едУЧИ, играЮЧИ.  

Что полезно знать об ОБОРОТАХ.   1. Оборот — это причастие/деепричастие + зависимые слова. 2. Определить границы оборота будет легче, если вы задаёте вопросы от главного в обороте слова (от причастия или деепричастия) к словам вокруг него. 3. Деепричастный оборот (или одиночное деепричастие) мы выделяем знаками ВСЕГДА. 4. Причастный оборот мы выделяем знаками тогда, когда он стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО (главного) слова.   Старый ШТУРМАН, ПЕРЕНЁСШИЙ на своём долгом веку немало штормов, не растерялся в незнакомой ситуации.  

Если причастный оборот стоит ПЕРЕД ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ словом, то знаки мы не ставим.   НЕ РАСТЕРЯВШИЙСЯ в этой ситуации ОСТАП уклонился вправо.   Рассмотрим несколько примеров из задания 17.   1. Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.   1. Взлетев, очертив — деепричастия. 2. Взлетев КАК? неожиданно высоко. Взлетев НАД ЧЕМ? над равниной. Неожиданно высоко взлетев над равниной — деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифр 1 и 3 ставим запятые. 3. Очеритив ЧТО? пространство. Пространство КАКОЕ? над горизонтом. Очертив пространство над горизонтом — тоже деепричастный оборот. Ставим знак в цифре 4. 4. Главное слово для обоих ДО — глагол ИСЧЕЗ. Где он стоит относительно оборотов — для нас не важно. ДО всё равно обособляются.   Ответ: 134.  

2. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.   1. Пройдя и почувствовав — деепричастия. 2. Пройдя ЧТО? не один десяток вёрст. Это деепричастный оборот. 3. Почувствовав ЧТО? сильную усталость. Это тоже деепричастный оборот. 4. Главное слово для обоих ДО — глагол ПРИЛЁГ. Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 1 и 2, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 3 знак нужен, потому что в предложении ДО следует выделять знаками. 4. Стоявшей — причастие. Стоявшей КАК? сиротливо. Стоявшей ГДЕ? на берегу степного пруда. После цифры 4 идёт ПО. Он зависит от слова ВЕТЛЫ (ветлы КАКОЙ? стоявшей ...). Т.к. ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова, запятую ставим (в цифре 4).  

Ответ: 34.  

3. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.   1. Создавшей и верившей — причастия. 2. Создавшей ЧТО? совершенно неповторимый поэтический мир. Это причастный оборот. 3. Верившей КАК? свято. Верившей ВО ЧТО? в свою музу. Это тоже причастный оборот. 4. Главное слово для обоих ПО — Марины Цветаевой. Марины Цветаевой КАКОЙ? Создавшей ... и верившей ... . Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 2 и 3, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 1 знак нужен, потому что ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова.   Ответ: 1.

Вокруг было только торжественное море (1) посеребрённое луной (2) и (3) усеянное звёздами (4) небо.  

ПЛАН УРОКА

  1. Определить части речи: хотя, если, предполагая, задумавши, задумавшись, задумавшийся, думающий, подумав, подумавши, думая

2. Знаки не расставлены. Переписать в тетрадь. Оглянувшись Николай Васильевич увидел приближавшуюся к нему блондинку. (Князев Л.) Выберите правильный ответ: 1) Причастный оборот находится после определяемого слова и завершает предложение.2) Деепричастный оборот завершает предложение.3) Деепричастный оборот стоит в начале предложения.4) Деепричастие завершает предложение.5) Деепричастие начинает предложение.

3. Расставить знаки препинания, объяснив свой выбор: 1)Отвергая любые формы революционного авантюризма Герцен внимательно изучавший политическую жизнь Западной Европы отклоняет предложения об участии в политических действиях имеющих целью совершение революции при отсутствии необходимых условий. 2)Путешественник после долгого пути сквозь дремучие леса  стоявшие от границы Ливонии до Завеличья проехав узкой Изборской улицей застроенной небольшими деревянными дворами вдруг попадал на широкое открытое пространство левого берега реки Великая.3)Осень пришла по традиции неожиданно и принеся с собой ярко-горестные краски опять удивила всех созданной за одну ночь поразительной картиной. 4)Незнакомые мне гребцы правившие лодкой бросили весла и поставив парус сели на дно шлюпки. 5)Расположив сжавшиеся в комок фигуры сидящих рядом мужчины и женщины мастер наполнил пластику скульптуры драматической эмоциональной силой. 6)Мелодия вальса поднимающаяся из большой раковины приближается из-за реки и касаясь прибрежной воды рассыпается по всему откосу.7) Маша просидела в углу до самого обеда внимательно глядя на старшую сестру и вслушиваясь в произносимые ею слова.

4. Переписать, расставив знаки. Выполнить полный синтаксический разбор:

Знаменитый зодчий Василий Иванович Баженов став по воле Павла Первого вице-президентом Академии художеств широко распахнул двери для людей всякого звания желающих по вечерам заниматься в Академии рисованием.

Д.з. в эжд

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб