Текст — М
Размещено 12.12.20 в рубрике Матвей

Жили в одной стране два друга. Звали их Жак и Поль. В детстве они были соседями, вместе играли, учились, взрослели, но когда друзья выросли, судьба их разлучила. Они поселились в разных городах и странах, обзавелись семьями, но и после этого друзья старались хоть изредка повидаться.
Страны, в которых жили Жак и Поль, враждовали друг с другом. Как-то раз Жак ехал по делам мимо города, где жил Поль и, несмотря на опасность, решил заехать к другу. «Может быть, я могу чем-нибудь помочь ему», - подумал он. Уже поздним вечером вошёл он в городские ворота, впотьмах не мог отыскать дом Поля и стал спрашивать дорогу. Городские стражники заподозрили в чужестранце вражеского лазутчика и схватили его.
«Кто послал тебя выведать наши военные тайны?» - допытывался судья. Сколько ни клялся Жак, что шёл навестить друга, никто ему не поверил. Суд приговорил Жака к смерти. Сидя в тюрьме в ожидании казни, несчастный больше всего печалился о своих детях: кто их вырастит и прокормит, бедных сирот?
В день казни все горожане собрались на площади. По обычаю и царь пришёл посмотреть на казнь, уселся на высоком месте, чтобы получше видеть. Осуждённый Жак обратился к нему с последней мольбой: «Великодушный государь, разреши мне прежде вернуться домой, проститься с женой и детьми, распорядиться своим имуществом, чтобы хоть как-то обеспечить семью!» «А кто поручится, что ты не сбежишь?» - спросил царь. «Я поручусь за него!» - раздался громкий голос. Через толпу пробирался Поль. «Жак попал в тюрьму из-за того, что хотел навестить меня, - продолжал Поль. – Позволь, государь, занять его место, пока он простится с семьёй». «Быть по- твоему! Но если узник не вернётся через неделю – твою голове с плеч!»
Весь город гудел. Неужели осуждённый на казнь добровольно вернётся и примет смерть? А благородный Поль сидел в темнице, молился Богу и терпеливо дожидался друга. Но вот настал назначенный день, и теперь Поль взошёл на плаху. Народу собралось на площади – тьма! Царь сел на своё место и подал знак палачу.
«Остановитесь! Я здесь!» - вдруг раздался крик Жака. И все увидели запыхавшегося путника в запылённой одежде. Он запрыгнул на плаху, и друзья обнялись. Горожане сорвали шапки и приветствовали мужество и верность двух друзей, все восхищались дружбой, которая оказалась сильнее страха смерти и самой смерти. Сам царь растрогался и сказал: «Во имя истинной дружбы я прощаю чужестранца, но с условием…чтобы вы позволили мне стать вашим третьим другом!»
Задания к тексту
1. Назови главного героя (главных героев) произведения _______________________________________________________________
2. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, отметь его
□ Жак и Поль родились и выросли в разных городах и странах.
□ Чтобы проститься с родными, царь дал Жаку неделю.
□ По обычаю, царь не пришёл на площадь в день казни.
□ Жака приговорил к смерти царь.
2. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Поставь в квадратики перед предложениями цифры, соответствующие порядку предложений в тексте.
□ Осуждённый Жак обратился к царю с последней мольбой.
□ Горожане сорвали шапки и приветствовали мужество и верность двух друзей.
□ Друзья поселились в разных городах и странах, обзавелись семьями, но и после этого старались хоть изредка повидаться.
□ А благородный Поль сидел в темнице, молился Богу и терпеливо дожидался друга.
□ Городские стражники заподозрили в чужеземце вражеского лазутчика и схватили его.
4. Жак попросил царя отпустить его. Как ты думаешь, почему? Отметь верный ответ.
□ Потому что хотел сбежать.
□ Потому что хотел проверить, поручится ли за него друг.
□ Потому что хотел позаботиться о своей семье и попрощаться.
□ Потому что почувствовал, что ему грозит опасность.
5. Почему Поль решил занять место Жака в тюрьме?
□ Потому что так распорядился царь.
□ Потому что его об этом попросил Жак.
□ Потому что ему надоело быть на свободе.
□ Потому что он хотел, чтобы Жак попрощался с семьёй.
6. Выпиши из текста предложение, подтверждающее, что сидя в тюрьме, Жак думал не о себе.
________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Приведи два примера действий и поступков Жака, которые подтверждают, что он был настоящим другом.
1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Автор называет Жака разными словами, например, чужеземец. Найди в тексте ещё не менее двух слов и запиши их.
Жак,чужестранец,___________________________________________________________________________________________________________________
9. Назови основные черты характера Поля. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Выпиши из текста то место, которое доказывает твой ответ.____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие чувства испытывает царь к друзьям? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. О чём главным образом хотел рассказать автор?
□ о том, как царь хотел казнить Жака.
□ о дружбе, которая сильнее страха и смерти
□ о семье Жака.
□ о том, как в старину жили люди.
13. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
□ Сидя в тюрьме в ожидании казни, несчастный больше всего печалился о своих детях.
□ Неужели осуждённый на казнь добровольно вернётся и примет смерть?
□ Благородный Поль сидел в темнице, молился Богу и терпеливо дожидался друга.
□ Горожане приветствовали мужество и верность двух друзей, все восхищались дружбой, которая оказалась сильнее страха смерти и самой смерти.
14. Какова главная мысль этого текста? Напиши. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Почему Жак вернулся? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
16. Озаглавь текст __________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Составь план прочитанного произведения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________