Русский язык. Литература

9. Сложные предложения. ССП

Размещено 20.10.20 в рубрике 9 класс

 Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 

Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:

1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни ..., ни; тоже; также; не только ..., но и; как ..., так и);

2) ССП с разделительными союзами (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ..., то ли);

3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).

При более подробном описании типов ССПвыделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.

Присоединительными являются союзы да и, тоже, также, помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.

Пояснительными являются союзы то есть, а именно:

Например:Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.

Градационные союзы — не только... но и, не то чтобы... но.

Например: Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались.

Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

  Сложносочиненные предложения  Простые предложения с однородными членами предложения
 Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне. 
 Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу. 
 Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь. 
 Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах.        

) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4) Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов). 5) В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 7) Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).

Расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип сложносочиненного предложения.

Расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются: а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.

1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безум ствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал... Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9)    Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10)    Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение

Комментарии

  1. Иванова Алиса написал(а):

    9В класс
    1) Зачем угасла память, и так томительно лаская слух, ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова)
    2) Пусть безумствует море, и ветер хлещет гребни волн, подняв в небеса. (П. Галин)
    3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин)
    4) Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин)
    5) Кто рассказал ей мои стихи, и зачем она меня прощает? (А. Ахматова)
    6) Трубачи играйте сбор, и в строй вставайте новобранцы!
    7) В лесу сыро, и на опушке прохладно.
    8) Железнодорожный вокзал… Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы.
    9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе, и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами, или же следует объяснять их значение

  2. Полянская Виолетта Станиславовна VSPolyanskaya написал(а):

    1) Зачем угасла память и, так томительно лаская слух, ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безумствует море, и ветер хлещет гребни волн, подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи, и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи, играйте сбор и в строй вставайте, новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал… Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий, запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение

  3. Кузина Ксения написал(а):

    1)Зачем угасла память, и так томительно лаская слух, ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова)  (б) ССП с соединительным союзом

    2) Пусть безумствует море, и ветер хлещет гребни волн, подняв в небеса. (П. Галин)  (г) ССП с соединительным союзом

    3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин)   (а) ССП с соединительным союзом

    4) Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин)   (а)  ССП с соединительным союзом

    5) Кто рассказал ей мои стихи, и зачем она меня прощает? (А. Ахматова)   (б) ССП с соединительным союзом

    6) Трубачи играйте сбор, и в строй вставайте новобранцы!   (в) ССП с соединительным союзом

    7) В лесу сыро, и на опушке прохладно.  (г) ССП с соединительным союзом

    8) Железнодорожный вокзал… Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы.   (а) ССП с соединительным союзом

    9)Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе, и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин)  ССП с соединительным союзом

    10)Не нужно злоупотреблять иностранными словами, или же следует объяснять их значение. (г) ССП с разделительным союзом

  4. Аня Бескинская написал(а):

    1) Зачем угасла память, и, так томительно лаская слух, ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) — вопросительное, ССП с соединительным союзом «и»
    2) Пусть безумствует море, и ветер хлещет гребни волн, подняв в небеса. (П. Галин) ССП с соединительным союзом «и»
    3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) – назывное (первая часть), ССП с бессоюзное
    4) Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете! (И. Бунин)-безличное (первая часть), ССП с соединительным союзом «и»
    5) Кто рассказал ей мои стихи, и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) –вопросительное, ССП с соединительным союзом «И»
    6) Трубачи играйте сбор, и в строй вставайте новобранцы! –побудительное, ССП с соединительным союзом «и»
    7) В лесу сыро, и на опушке прохладно. – Безличные, ССП с соединительным союзом «и»
    8) Железнодорожный вокзал… Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. –назывные, ССП с соединительными союзами «и»
    9) Сколько заброшенных поместий, запущенных садов в русской литературе, и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) — ССП с соединительным союзом «и»
    10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами, или же следует объяснять их значение. – Безличные, ССП с разделительным союзом «или»

  5. Лукьянов Григорий написал(а):

    1) Зачем угасла память, и так томительно лаская слух, ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безумствует море, и ветер хлещет гребни волн, подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи, и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор, и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро, и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал… Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе, и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами, или же следует объяснять их значение

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб