Русский язык. Литература

Речь и поступки как основное средство…

Размещено 15.10.20 в рубрике 9 класс

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. ..Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы...
(А.С. Пушкин) Почему Пушкин называет Фонвизина другом свободы?

2. Какую роль играл писатель в 18 веке?

3. Название пьесы

По установленному при Петре I и императрице Анне Иоанновне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в Герольдмейстерскую школу-контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем “недоросля”, как называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет, на “втором смотре”, ребёнок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая оставаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, Закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр, и его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.

4. РЕЧЬ И ПОСТУПКИ - отражение наших характеров

5. Кто для вас главный герой пьесы?

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ:

Почему Фонвизин хорошо знал придворную жизнь?

Как выглядит идеальное государство, с точки зрения просветителей? (“Мы обязаны повиноваться и покоряться всякому, без исключения, государю, так как он имеет на это бесспорное право; но уважать и любить мы должны лишь его добродетели” — Мишель Монтень.)

Почему Фонвизин выбирает драматургию? Почему любимый жанр Фонвизина — комедия?

Индивидуальное сообщение о комедии «Бригадир». С героем какого прочитанного нами произведения можно сравнить Иванушку и почему?

Вершина творчества драматурга — «Недоросль» (1782)

Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.

Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.

Вспомнить особенности драматических произведений

ДРАМА (от греческого — действие, действо) — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы — действие. Воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.

КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств.

События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой.

Простакова — пьеса о её судьбе. Софья — причина соперничества Митрофана, Скотинина, Милона. Стародум— от его мнения всё зависит. Митрофан — ведь пьеса названа «Недоросль».

Развитие драматического конфликта. Какова расстановка сил в пьесе?

Простаковым–Скотинину, невежественным отсталым помещикам-крепостникам, противопоставлены дворянские интеллигенты Софья, Стародум, Милон, Правдин. (Кто кому кем приходится?)

Каковы цели и стремления у той и другой группы?

Корыстные стяжатели противопоставлены желающим справедливости, убеждённым противникам “злонравных невежд”, образованным и гуманным людям.

Каким, исходя из этого, вы представляете возникший между ними конфликт?

Комментированное чтение и анализ первого действия

Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в руках коварства. Никогда не бывал я так собою доволен, как если случалось из рук вырвать добычу от порока. (Стародум)

Чтение сцен и диалогов первого акта

Как раскрываются в первых сценах характеры супругов Простаковых, Митрофана, Скотинина? Как они ведут себя, какова их речь?

Примерка кафтана(явл. 1–3). Варварское отношение Простаковой к крепостным слугам, её властолюбие и деспотизм.

Тема барского произвола — главная в пьесе.(Пьеса начинается сценой с портным Тришкой, над которым измывается “госпожа бесчеловечная”.)

Митрофанушка... матушкин сынок, а не батюшкин” (явл. 4). Митрофанушка — избалованный и бессовестный “маменькин сынок”.

Замыслы Простаковой и Скотинина” (явл. 5).

Скотинин — тупой грубиян, жестокий помещик, озабоченный предстоящим “сговором” с Софьей.

Диалог Простаковой и Скотинина характеризует их как жестоких крепостников. “С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!” (Простакова жалуется братцу.)

Корысть, стяжательство, нажива — им подчинено поведение Простаковых и Скотинина.

Крепостное право, считает Фонвизин, не только крестьян доводит до положения безропотных рабов, но и помещиков оглупляет.

Почему хочет жениться Скотинин? “Девчонка” нравится? Нет, нужны её “деревеньки”, в которых водятся свиньи: Скотинину до них “смертная охота”.

Итак, ЭКСПОЗИЦИЯ пьесы — знакомство с героями состоялось.

Почему Простакова вначале ничего не имела против женитьбы брата на Софье? Простакова меняет свои планы (явл. 6)Почему она меняет свои планы?

В чём комизм её поведения? Что интересное узнаем мы о Простаковой?

Именно с этого события начинает развиваться драматический конфликт — это ЗАВЯЗКА пьесы. И кажется, что ничего уже не поможет Софье.

Соотношение сил меняется не в пользу Простаковых–Скотинина (явл. 8).

Какое событие меняет соотношение сил? 

Утро в доме Простаковой

Утро. Всевластная госпожа рассматривает кафтан, сшитый портным Тришкой. И хотя кафтан сшит “изряднёхонько”, капризной барыне трудно угодить. “Вор”, “воровская харя”, “болван”, “мошенник” — это наиболее мягкие эпитеты, которыми награждает она своих дворовых.

Частый гость в имении Простаковых — её брат Скотинин, сама фамилия которого говорит о многом. Сегодня он явился к сестре, чтобы назначить день “сговора”. Дело в том, что Простакова, ограбив дальнюю родственницу Софью “на законном основании”, решила выдать её за своего родного брата. Мнения Софьи при этом, конечно же, не спрашивают.А вот и сын Простаковой — Митрофанушка, в характере которого отчётливо видны черты такого же крепостника, как его мать и дядя. Но в некотором отношении он пошёл даже далее матери. Простакова по-своему любит сына, а недоросль бессердечен и груб с ней. Однако он отлично понимает, кто настоящий хозяин в доме, а потому неуклюже льстит матери, рассказывая свой сон, Митрофан “жалеет матушку”, которая так устала, “колотя батюшку”. Так начинается действие этой замечательной комедии Д.И. Фонвизина, и перед нами предстаёт жизнь помещичьей усадьбы XVIII века.

Работа по теме урока: что же происходит во втором действии?

Положительные персонажи встречаются, беседуют, находят моральную поддержку и взаимопонимание.

Явление 1

Зачем приезжает в деревню Правдин? (Он имеет поручение по службе объехать округ, по велению сердца, замечая употребление помещиками власти над людьми во зло, стремится исправить положение.)

Явление 2

Что обнаружил Правдин в поместье Простаковых? (“Нашёл помещика, дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома”.)

Явление 3

Какова заветная мечта Скотинина? Как его фамилия отражается в речи?

Явление 4

Каким предстаёт характер Еремеевны в этой сцене? Что узнали мы о характере Митрофана, прочитав о столкновении соперников?

Явление 5

Как управляет своим имением Простакова? (Найдите её самохарактеристику.)

Важно: ярко очерчены характеры отрицательных действующих лиц.

1. Подобрать афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума (действие III, явления 1 и 2; действие V, явление 1).

2. Биография Стародума».

1. Кем были учителя Митрофана в прошлом? Установите соответствие между именами и социальным статусом.
Цыфиркин Вральман Кутейкин

  1. недоучившийся семинарист
  2. солдат
  3. кучер

2. Какому герою принадлежит афоризм: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
1) Скотинину 2) Митрофану 3) Милону 4) Правдину

3. Какому предмету обучает Митрофана учитель Кутейкин?
1) арифметике2) истории3) грамоте4) географии

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб