Русский язык. Литература

Д.з. на 29.09.Текст для работы

Размещено 16.09.20 в рубрике 11 класс, 9 класс

Д.з.: 11 класс - пишет сочинение по тексту Д.С.Лихачёва.

9 класс: 1 задание)

Разобрать предложение: Шумит, не умолкая, память-дождь,
и память-снег летит и пасть не может.

2) - сжимаем текст

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

(Д.С.Лихачёв)

3)Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода! (В.Ленцов) 

Комментарии

  1. Никита Ткаченко написал(а):

    Кто является по-настоящему интеллигентным человеком? Ответ на данный вопрос можно найти в тексте филолога Д. С. Лихачёва.
    Автор рассуждает над поставленным вопросом и говорит о том, что быть образованным – не значит быть интеллигентным. Уважение к окружающим, способность понять ближнего и помочь ему, любовь к новым знаниям, умение не мусорить вокруг себя не окурками, не идеями – вот признаки культурного и интеллигентного человека. Такой человек обладает «эстетическим чутьем», и даже если он потеряет память, он не потеряет это качество, ведь оно заложено в поведении. Автор заставляет читателя задуматься о том, что интеллигентность выражается не в знаниях, а в отношениях к людям.
    Чтобы подчеркнуть правильность своей точки зрения, Дмитрий Сергеевич Лихачев приводит в пример крестьян Русского Севера, которые, по его мнению, были «по-настоящему интеллигентны». Он указывает на их чистоплотность, упорядоченный быт и богатую культуру. Этот пример доказывает, что даже необразованные и оторванные от современного мира люди способны быть интеллигентными.
    Оба приведенных примера, второй из которых подтверждает первый, доказывают, что интеллигентный человек не обязательно образован, но добр, вежлив и порядочен.
    Таким образом, позиция Д. С. Лихачёва в тексте заключается в том, что по-настоящему интеллигентный человек это тот, кто уважительно относится к людям и миру вокруг него.
    Я полностью согласен с автором. Действительно, если человек образованный, но наплевательски относится к обществу и людям вокруг себя, то его нельзя считать интеллигентным. Например, Шариков Полиграф Полиграфович является примером не интеллигентного человека. Хотя он и знает свои права, читает книги и требует к себе уважения, его невоспитанность, неуважение к окружающим и общая наглость выдают в нем не интеллигентного человека.
    В заключение хотелось бы отметить, что интеллигентность человека зависит не от его познаний, а от того, как он ведет себя с природой и людьми.

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб