Русский язык. Литература

Тонкое дело — Восток

Размещено 17.04.19 в рубрике 7 класс, 8 класс, МХК



Кацусика Хокусай (яп. 葛飾 北斎); 21 октября 1760, Эдо[1][2] — 10 мая 1849, там же) — широко известный японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, мастер завершающего периода японской ксилографии.
Пери́од Э́до (яп. 江戸時代 эдо-дзидай) — исторический период (1603—1868) Японии, время правления клана Токугава.
На детство и юность Хокусая приходится творчество многих японских мастеров гравюры: Харунобу, Кацукавы Сюнсё, Утагавы Тоёхару. Ксилография выходит на новый уровень развития как в художественном, так и в техническом плане. В мастерской гравёра Хокусай обучился основам мастерства резьбы по дереву. Но работа резчика-гравёра всегда была ограничена замыслом непосредственно художника. Как технический исполнитель, резчик не мог отступить от замысла художника, от него требовалась лишь точность и бережное отношение к работе. Хокусаю тесны рамки резчика и он ищет себя в создании гравюр по собственным рисункам.

В 1778 году Хокусай поступил учеником в студию Кацукавы Сюнсё (1726—1792), известного художника укиё-э, прославившегося портретами актёров кабуки. Его мастерская принадлежала к числу крупнейших в Эдо. Период творчества Хокусая с этого времени обычно называется «Период Сюнро», по имени, которым он подписывается. В 1779 году молодой художник сделал серию вполне уверенно скомпонованных театральных портретов.

Работа и учёба Хокусая в мастерской были отмечены её создателем. Сюнсё благоволит трудолюбивому и аккуратному ученику, который отменно выполняет и сложные заказы. При общей атмосфере непререкаемой покорности и преклонения перед учителем, царившей в мастерской, Хокусай пользуется особенным вниманием Сюнсё, что выражается и в том, что Хокусаю позволено подписываться как «Сюнро» — именем, образованным от имени учителя («Сюн» — от Сюнсё, «ро» — от имени «Кёкуро», которое раньше носил Сюнсё).

Хокусаю дозволено выступить с самостоятельными работами, и первым его опытом в 1784—1785 годах становятся гравюры в жанре якуся-э (один из видов театральной гравюры). Гравюры в основном относятся к типу хосо-э (узкие продольные гравюры, из которых составлялись диптихи и триптихи, представляющие одного актёра). Известны работы Хокусая этого периода, изображающие популярных актёров того времени Итикаву Дандзюро V (англ. Ichikawa Danjūrō V), Сэгаву Кикудзиро. Работы отмечены несомненным влиянием Сюнсё, однако к этому времени популярность Хокусая в жанре якуся-э уже сравнима с популярностью его учителя. Тонкий вкус, умение передать самое важное, тщательная проработка произведений — всё это ведёт к появлению собственного стиля, который не может сдерживаться рамками школы Кацукавы.

В период Сюнро Хокусай много трудится над иллюстрированием книг. Большей частью это популярная недорогая продукция, так называемая «кибёси» («книжки в жёлтых обложках»). Богатство сюжетов этих изданий требовало от художника изображать как бытовые сценки, посвящённые жизни горожан, так и создавать рисунки из истории Японии и Китая. В 1791 Хокусай был приглашён сделать несколько гравюр для издателя Цутая Дзюдзабуро.

После смерти Сюнсё в 1792 году школу Кацукавы возглавил другой ученик Сюнсё, Кацукава Сюнъэй (1762—1819). Примерно в 1795—1796 году Хокусай покидает дом Кацукавы. Точные причины этому не до конца ясны. Ясно, что уже вполне сформировавшийся художник, каким был Хокусай в это время, тяготился ролью ученика. Рамки школы были для него тесны, и только невероятная критичность к собственным способностям не позволяла Хокусаю признать себя состоявшимся художником. Возможно, повлиял на это и подход новых управителей школы, больше заинтересованных наживой, чем творчеством. Отдельные источники ссылаются на то, что из школы Кацукавы Хокусай был изгнан за «измену» — он ищет новых путей самовыражения, изучает искусство школы Кано, пытаясь использовать приёмы живописи в китайском стиле.


Комментарии

  1. Егор 7А написал(а):

    Басё, Мацуо (1644-1694) — самурай из Уэно, провинция Ига. Позже учитель хайкай, основатель Школы Басё хайкай.
    Мацуо Басё ( у него много псевдонимов ,а настоящее имя — Дзинситиро) японский поэт, теоретик стиха. Его жизнь и творчество распределены на 6 этапов:
    1.Рождение и обучение «художника» поэзии
    2.Услужник Ёситады
    3.Пожизненная карьера
    4.Путешествия учителя и учеников
    5.Написание походных стихов.
    6.Смерть великого поэта и философа

  2. варя кузнецова 7а написал(а):

    Хокусай
    Кацусика Хокусай (1760–1849) – выдающийся художник и гравер периода Эдо в Японии конца 18 – начала 19 века в стиле укиё-э»., работавший под множеством псевдонимов (не менее 30-ти, в Художник использует такие творческие псевдонимы, как Гакёродзин («Безумный к живописи старик») и Мандз (знак «мандси», свастика ).. На тот момент укиё-э как направление в живописи Японии было широко известно и востребовано.
    (Укиё-э переводится как «плывущий мир». Термин был взят из дзен-буддизма и немного изменен. В результате получилось более поэтическое название, обозначающее «суетный», или «быстротекущий мир».)
    В японском искусстве конца XVII — начала XVIII века ярко обозначились две основные тенденции. Одна была направлена на сохранение прежних, имевших многовековую историю традиций, сложившихся в период господства феодального сословия. Другая, зародившаяся еще на рубеже XVI и XVII веков, была связана с появлением на исторической сцене нового городского сословия, которое постепенно вырабатывало собственные формы культуры, отвечавшие их запросам и идеалам. Лишенное политических и социальных привилегий, городское сословие направило свою энергию в сферу культуры, частично используя традиции феодального периода, но создавая и принципиально новые ее формы: проникнутый народным духом театр Кабуки, повести с сюжетами из городской жизни, поэзия трехстиший — хайку, гравюра на дереве — укиё-э.
    Токитаро (настоящее имя художника) родился в бедной семье в одном из пригородов Эдо (Токио). С 1773 года Кацусика начал работать в мастерской гравера. К слову, в тот период в культуре Японии был резкий всплеск искусства ксилографии. В гравировальной мастерской Хокусай обучился еще и искусству резьбы по дереву, пытался вырезать по своим наброскам и эскизам,
    С 1778 года Токитаро стал учеником студии известного художника Кацукавы Сюнсё, творившем в стиле укиё-э. Сюнсё был известен общественности благодаря портретам актёров кабуки – традиционного японского театра.
    В 1792 году умер его учитель Кацукава Сюнсё, Хокусай покидает школу и начинает самостоятельные жизнь и творчество. Именно в этот период он начинает работу над собственным стилем, уходя от традиционной школы. Гравюра стала самой плодотворной сферой деятельности Хокусая. Большой период его творчества после ухода из мастерской Сюнсе (около 1797 по 1810 год) был посвящен работе над особым видом гравюр — суримоно, издававшихся в виде поздравительных открыток, Работая на малом пространстве открытки-суримоно, Хокусай добивался точности композиции, цветовых соотношений, красоты конкретных простых вещей и их сочетаний.
    В 1814 году Хокусай выпустил первую книгу своего многотомного труда Манга, задуманного как пособие для художников. На протяжении многих лет он издал 15 томов Манга, где содержались рисунки с самыми разнообразными сюжетами — от пейзажей и зарисовок природных мотивов до сцен из городской жизни, физиономий людей с самыми разными выражениями, фигур борцов и танцоров, персонажей исторических хроник, мифов и легенд.
    Это практически энциклопедия Японии.
    Не удивительно, что точность поз и движений, переданных часто лишь одной выразительной линией, поразили европейских художников, когда они в середине XIX века впервые увидели эти альбомы Хокусая.
    Двадцатые и тридцатые годы XIX века — период расцвета творчества Хокусая, когда им были созданы серии больших станковых гравюр как результат длительных путешествий по стране. Это «Виды замечательных мостов различных провинций» (1827—1830), «Путешествие по водопадам различных провинций» (1827—1833), «Поэты Китая и Японии» (1830), «Тридцать шесть видов Фудзи» (1823—1829), «Сто видов Фудзи» (1834—1835).
    Побывав во всех концах страны, Хокусай открыл новую красоту Японии. Эта серия стала его визитной карточкой, благодаря ей Хокусай и стал узнаваем во всем мире. . Недаром пейзажи Хокусая из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», считающейся одним из шедевров мастера, населены людьми, занятыми своими обыденными делами: это бочары и пильщики бревен, рыбаки и путники с тяжелой поклажей. Тут пейзаж и жанр оказываются слитыми, составляя единство, где человек соразмерен природе. Именно в таком органичном единстве человека с природным миром заключена высокая философская мысль художника. Она получает здесь особенно большую значительность и даже символический смысл повторяющимся на каждом листе гравюры силуэтом горы Фудзи, как священный символ страны и одновременно как идеальный образ красоты ,
    .Ирина Смирнова в своей статье объясняет, что эстетика Дзен утверждает, что каждая вещь, каждое проявление этого мира красиво своей, особой, неповторимой и неповторяющейся красотой и задача души, пришедшей в этот «мир Скорби», познать и понять эту красоту. Что , доверимся старому принципу иерархии явлений, так называемому закону тэнтидзин — неба, земли и человека. На всех гравюрах этот принцип составляет основу композиции. Гора Фудзи – священная и любимейшая гора японцев — присутствует на всех 36 гравюрах, как некая неизменная константа, эталон жизни. Но как это бывает в жизни, присутствует неявно, подчас её с трудом можно разглядеть то сквозь недоделанную бочку, то как отражение… А на среднем плане течёт обычная, заполненная мелкими заботами и ежедневными хлопотами жизнь, в которой множество людей совершают множество небольших поступков, и только общая сумма всех этих поступков постепенно и неуклонно изменяет мир. Даже чисто композиционно гравюры построены так, что диагонали человеческих устремлений противоборствуют с диагоналями стихии, природных сил. А вертикальный и симметричный конус Фудзи уравновешивает всю композицию листа. И только на двух гравюрах людей нет, а Фудзи предстаёт перед нами во всём своём величии, безмолвии и красоте.
    И, наконец, третий – передний план – это зритель, увидевший вслед за художником сквозь суету повседневности или в безмолвии и величии природы неявное проявление тайны бытия. Постичь её может лишь душа, также ищущая истину и гармонию,.». Обращаясь к молодым художникам Кацусика Хокусай написал: Если ты хочешь нарисовать птицу, ты должен стать птицей. Вероятно, можно продолжить, по этой логике: «Если ты хочешь понять творчество художника, ты должен стать художником».

Добавить комментарий

Антиспам. Ответьте, пожалуйста, на вопрос

Что производят коровы? (пишите маленькими буквами)

Репетиторы Москвы и СПб