Русский язык. Литература

Переход прямой речи в косвенную. Эпитеты (лингв. сочинение)

Размещено 19.04.14 в рубрике 8 класс

Д.з.: лингвистическое сочинение (максимум-70 слов, без вступления) по высказыванию В.Солоухина "Эпитет-одежда слова" (текст, на основе которого пишете сочинение, выберите самостоятельно или можно взять из этой статьи - в конце записи предлагается текст).
Словарные слова выучить к словарному диктанту: гобелен, ловелас, бойкот, шовинизм, ватман, кардиган, галифе, мавзолей, саксофон, мазохизм, силуэт, гильотина, гуппи, толстовка, сэндвич, врассыпную, в обнимку, в розницу,в обрез (но: позарез), в обмен, в обнимку, в обтяжку (но: врастяжку), в одиночку (действовать в одиночку), в обхват, в охапку, в отместку, в отрыве, в угоду, в убыток, в упор, без оглядки, без отказа, без удержу, без устали; в открытую (от прилагательного), в оба (от числительного).

Read more: http://tutrus.com/morpholog/razdelnoe-napisanie-narechij-i-narechnyx-sochetanij-pravilo-i-spisok#ixzz2zKv5hgxG

Сегодня Катя М. делала доклад о словах, ставших нарицательными из имён собственных. Вы запомнили все истории? Например, слово галифе вызвало даже у нас разногласия. Но оказалось, что слово пишется именно через а. И связано это с происхождением: по имени французского кавалерийского генерала Г. Галифе (1830 - 1909).
Или слово силуэт происходит от фамилии французского министра финансов Этьен де Силуэта (1709—1767),известного своей скупостью, на которого была сделана «скупая» карикатура в виде одного только теневого профиля.
Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая:
а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»). Такая придаточная часть называется косвенным вопросом;
б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя». Он сказал, что сделает эту работу для меня.
Он сказал: «Приходи пораньше». Он сказал, чтобы я пришел пораньше.
Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?» Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.
Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?» Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.
Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например: Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.

К ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ СОЧИНЕНИЮ:
Термин «эпитет» пришел к нам из греческого языка и буквально переводится как «приложенное». То есть он является дополнением к основному слову и позволяет охарактеризовать его эмоциональную окраску.
Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («нежно смотреть»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первая любовь»), глаголом («желание забыться»).

Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов: Свежий ветер ворвался в затхлую пещеру и наполнил её величественным шумом моря. уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество): Грозные, рокочущие, свирепо раскатистые звуки приближающейся грозы разогнали перепуганных ребятишек по домам. выделять наиболее существенные признаки предметов: Седой, мертвенно-бледный лес встал на пути казаков. создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: мертвые души, грустная радость, убогая роскошь, живой труп, горячий снег, блистательная тень, заклятый друг. оценивать предмет или явление: Отвратительное самодовольство на его лице вызывало отвращение. выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: Ранним росистым утром нет ничего прелестней куста чайной розы.
Определяем виды эпитетов в тексте Эпитеты: «страшные прыжки», «свежий ветер» подчёркивают признаки предметов, создают, описывают образ. Это эпитеты…(описательные). Эпитеты: «Чудеснейший пляж», «гордое и мужественное одиночество» дают оценку образу. Это эпитеты… (оценочные). Подберите синонимы к эпитету «грустная голубизна» (печальная, унылая, невесёлая). Что мы перечисляем? (Эмоции, чувства, настроение). Как можно назвать такой вид эпитетов? (эмоциональные эпитеты). С помощью эпитетов не только передаются цвета, краски, но и выражаются чувства автора, героев.
Виды эпитетов в зависимости от функции Э п и т е т ы эмоциональные оценочные описательные (Оц. - дивный мир; Оп. – фосфорическое свечение; Эм.- нежная, грустная голубизна). Дают характеристику какого-либо объекта, раскрывают его необычные признаки. Особую выразительность слова обеспечивают эмоциональные эпитеты.

ТЕКСТ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ:
(1)Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под ним во всю ширину горело, как магний. (3)Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали над пропастью. (4)Крутая дорожка вела зигзагами вниз. (5)Ноги бежали сами собой, их невозможно было остановить. (6)До первого поворота Петя еще кое-как боролся с силой земного притяжения. (7)Он хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. (8)Но гнилые корни рвались. (9)Из-под каблуков сыпалась глина. (10)Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао. (11)Пыль набивалась в нос, в горле першило. (12)Пете это надоело. (13)Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз. (14)Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. (15)Матросский воротник развевался. (16)И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, еще не обогретый солнцем песок берега. (17)Песок этот был удивительной белизны и тонкости. (18)Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, он напоминал манную крупу самого первого сорта. (19) Он полого, почти незаметно сходил в воду. (20) И крайняя его полоса, ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены, была сырой, лиловой, гладкой, твердой и легкой для ходьбы. (21)Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами на сто верст, казался диким и совершенно безлюдным в этот ранний час. (22)Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика. (23)Но теперь это было совсем особое, гордое и мужественное одиночество Робинзона на необитаемом острове. (24)Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом. (25) Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом горизонте и десятком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале волны, осторожно ложащейся на песок. (26)На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было не вспомнить: (27)Белеет парус одинокий В тумане моря голубом... (28) Петя залюбовался морем. (29)Оно меняется на глазах каждый час. (30)То оно тихое, светло-голубое, местами покрытое почти белыми дорожками штиля. (31)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. (32)То оно играет барашками. (33)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (34)То налетает буря, и оно грозно преображается. (35)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (36)По грифельному небу летают с криками чайки. (37)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (38)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (39)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег.(40) Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (41)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов. (42) Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. (43)Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? (44)Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? (45) Или число песчинок, недоступное человеческому уму? (46)Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест. (47)Оно всегда разное, новое, невиданное. (По Катаеву В.)

Вариант сочинения (осн. часть и заключение):
Язык без эпитетов был бы невыразительным, тусклым. Они помогают лучше описать изображаемые предметы, подчеркнуть их отличительные признаки. Вот, например, эпитет «серебряные» в предложении 3 воссоздаёт цвет листьев маслины, и даже тот, кто никогда их не видел, может легко представить себе эти кусты.
Во-вторых, в качестве примера можно привести описание моря из текста. Мы могли не видеть моря во время сильной бури, однако эпитеты «штормовой (ветер)», «грифельное (небо)», «пушечный (гром)» помогают нам нарисовать грозную картину происходящего.
Вот так эпитеты, развивая воображение читателя или слушателя, делают наш язык живым, красочным, образным.

Комментарии

  1. Леонов Иван написал(а):

    «Заказала Марьюшка трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать желанного Финиста – ясна сокола. Шла она чистым полем, шла темным лесом, высокими горами. Птички веселыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса темные привечали».

    Леонов Иван 8 «а».
    Сочинение
    Я полностью согласен с высказыванием В. Солоухина «Эпитет — одежда слова». Язык без эпитетов не был бы таким красочным. Они помогают автору приукрасить текст, сделать его более живым.
    Во-первых, описание дороги с использованием эпитета в предложении 1 (дорога дальняя) позволяет получить более полное представление о пути Марьюшки.
    Во-вторых, в предложении 2 позволяют нам стать свидетелями путешествия Марьюшки ( чистое поле ).
    Итак, эпитеты украшают текст и делают его более притягивающим для читателей.

  2. Леонов Иван написал(а):

    «Заказала Марьюшка трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать желанного Финиста – ясна сокола. Шла она чистым полем, шла темным лесом, высокими горами. Птички веселыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса темные привечали».

    Леонов Иван 8 «а».
    Сочинение
    Я полностью согласен с высказыванием В. Солоухина «Эпитет — одежда слова». Язык без эпитетов не был бы таким красочным. Они помогают автору преукрасить текст и сделать его более живым.
    Во-первых, описание дороги с использованием эпитета в предложении 1 (дорога дальняя) позволяет получить более полное представление о пути Марьюшки.
    Во-вторых, в предложении 2 эпитеты позволяют нам стать свидетелями путешествия Марьюшки ( чистое поле ).
    Итак, эпитеты украшают текст и делают его более притягивающим для читателей.

Добавить комментарий

Антиспам. Ответьте, пожалуйста, на вопрос

Какое время года самое тёплое? (пишите маленькими буквами)

Репетиторы Москвы и СПб