9 февраля. Решаем вариант
Размещено 9.02.23 в рубрике 11 класс
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
При транспортировке приобретённой светодиодной гирлянды должны быть приняты меры для предохранения её от механических повреждений в условиях, исключающих попадание влаги и других жидкостей. Порядок подключения: извлеките изделие из упаковки, расправьте провода, осмотрите гирлянду, <...> убедиться в отсутствии видимых повреждений. Подключите к сети 220 V. Отключите, закрепите на декорируемом объекте и пользуйтесь, периодически отключая от напряженияс целью продления срока службы. Хранить гирлянду рекомендуется в заводской упаковке в сухом помещении при температуре от 0 до +40 С.
1Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) УСЛОВИЕ. мн. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.
2) ПОРЯДОК. только ед. Правильное, отлаженное, организованное состояние; благообразный внешний вид. Образцовый п. Полный п. в делах. Поддерживать п. в комнате.
3) СЕТЬ. Совокупность устройств для соединения источников электроэнергии с потребителями. Электрическая с.
4) НАПРЯЖЕНИЕ. Высокая степень сосредоточенности усилий, внимания и т.п. при выполнении, осуществлении чего-л. Творческое, внутреннее, душевное, нервное н. Работать с напряжением.
5) ХРАНИТЬ. Держать, поместив куда-л., в какие-л. условия, чтобы избежать порчи, ущерба и т.п. Х. овощи при температуре не выше четырёх градусов. Х. деньги в сбербанке.
3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Информация, представленная в тексте, предназначена для серьёзного научного или учебного изучения.
2) Текст относится к жанру инструкции и отличается логичностью, связностью и цельностью, точностью, ясностью, доступностью.
3) Слова в тексте используются в прямых значениях, отсутствует экспрессивная и оценочная лексика, употребляются отглагольные существительные (транспортировка, попадание, подключение, продление, повреждение).
4) Текст относится к официально-деловому стилю. Ему свойствен долженствующе-предписывающий характер, который требует выбора кратких прилагательных (должны), глаголов со значением долженствования (рекомендуется), глаголов в повелительном наклонении (извлеките, отключите, осмотрите и др.)
5) Разговорная лексика, жаргонизмы в тексте отсутствуют.
4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) нАчали
2) вероисповЕдание
3) прозОрлива
4) сИроты
5) щЁлкать
5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку.
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы
На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли.
ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.
Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.
6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Орешник почти отпылил, а берёза ещё робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.
7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СТРИЖЁТ клиентов
ПЯТЬСОТЫЙ заказ
две пары БОТИНОК
БЛИЖАЙШАЯ станция
нет ВРЕМЕНИ
8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
- нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- По словам Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» Саврасова.
- Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
- Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.
- В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
- В основе произведения «Повесть о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
- Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам России.
- В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющего верность долгу и отчизне.
- Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.
- Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке отдавали лишь дань традиции.
А
Б
В
Г
Д
9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ср..внять (счёт), пром..кает, пристр..ститься
2) оп..раться, обн..мать, нац..ональный
3) р..стениеводство, к..солапость, осм..треться
4) накл..ниться, г..ризонтальный, водор..сли
5) поч..тный, пощ..чина, расч..ска
10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..скусный, без..нициативный, роз..грыш
2) з..ночевать, не..бозримый, з..головок
3) ра..ширить, не..держанность, бе..человечный
4) пр..беречь, пр..обретение, пр..градить
5) об..ём, сверх..естественный, под..ехать
11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) студенч..ство, фасол..вый
2) веснушч...тый, дочист..
3) насмешл..вый, вышаг..вать
4) претерп..вая, ключ..вой
5) нищ..нский, скармл..вать
12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) обид..шься, присоединя..мый
2) движ..мый, обнаруж..вший
3) ма..щийся, (яблоки) спе..т
4) (гости) обид..тся, чин..щий (утюг)
5) законч..нный, услыш..шь
13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Наш спутник тоже (НЕ)СИДЕЛ сложа руки.
Вокруг тянулись (НЕ)СКОНЧАЕМЫЕ виноградники.
Путники вышли к ещё (НЕ)ОБРОСШЕМУ кромкой льда берегу.
(НЕ)МЕШКАЯ ни минуты, ребята собрали чемоданы.
Коту Тимофею (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.
14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.
(НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.
И(ТАК), все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
15Укажите укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Валаам стал поисти(1)е живописной школой для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию.
16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.
3) Я строил перед зеркалом рожи и воображал себя то знаменитым певцом то популярным футболистом.
4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.
5) Ветра не было и снег падал отвесно и густо.
17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.
18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ты (1) прости нас (2) полюшко усталое (3)
Ты (4) прости, как братьев и сестёр:
Может (5) мы за всё своё бывалое
Разожгли последний наш костёр.
Может (6) быть (7) последний раз нагрянули,
Может (8) быть (9) не скоро навестят...
Как по саду, садику багряному
Грустно-грустно листья шелестят.
(Н. Рубцов)
19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Всё дело было в той атмосфере сказки (1) в которую я погрузился (2) и (3) которая тотчас пробудила в душе добрые (4) и светлые чувства.
20Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По всей видимости, беглецы спрятались в старом флигеле (1) и (2) если вы не боитесь ожечься о крапиву (3) то пойдёмте по тропинке и посмотрим (4) что делается внутри.
21Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Идти стало немного легче: тропа меньше кружила и не так была завалена буреломом. (В. Арсеньев)
2) Близких у меня осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребёнок семи месяцев. (И. Бунин)
3) Всю ночь старик дремал у костра стоя, как лошадь: сесть на сырую землю он боялся. (К. Паустовский)
4) Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. (К. Паустовский)
5) Я подумал: «А стоит ли ему доверять?»
Прочитайте текст и выполните задания 21–26.
(1)В наше время чтение художественной литературы, по сути, привилегия. (2)Слишком много времени отнимает этот род занятий. (3)Недосуг. (4)Да и чтение – это тоже работа, и в первую очередь – над собой. (5)Пусть незаметная, не столь обременительная, но у человека, потратившего день на решение проблем, требующих физической или интеллектуальной и душевной отдачи, порой просто не остаётся сил поинтересоваться новинками литературы. (6)Это никого не оправдывает, но причины очевидны, а стойкую привычку к серьёзному чтению, к сожалению, выработали не все.
(7)Для большей части взрослых и пожилых людей в наши дни телевидение заменяет чтение, они если и знакомятся с новинками книжного рынка, то за редким исключением в примитивном телевизионном изложении. (8)Молодёжь же всё чаще познаёт мир слова через наушники плееров и интернет-ресурсы, посредством смартфонов и планшетов, которые всегда под рукой. (9)Возможно, я сгущаю краски и кто-то сумеет нарисовать более оптимистичную картину, но, на мой взгляд, реалии времени именно таковы.
(10)Себя отношу к категории людей, занятых делом, но мой пример нетипичен. (11)Я умудряюсь читать и писать. (12)Выпустил четвёртый сборник стихов. (13)Не останавливаюсь на этом, папки рукописей и черновиков пополняются, хотя перелёты, поездки и ночное бодрствование – вот весь писательский ресурс, который у меня остаётся. (14)С чтением ещё сложнее, паузы выпадают редко.
(15)Если попытаться охарактеризовать всё отобранное и недавно прочитанное мною, то первое, что приходит на ум: это написали личности! (16)Люди, сделавшие себя сами. (17)Им веришь. (18)Сама история их жизни не позволяет усомниться в выводах и формулировках. (19)А ведь это очень важно – верить автору, что бы мы ни читали: научную литературу, роман или мемуары. (20)Знаменитое «Не верю!» Станиславского проникает сейчас во все жанры и виды искусства. (21)И если в кино динамика кадра и лихость сюжета могут отвлечь внимание зрителя от нестыковок и откровенной фальши, то печатное слово сразу выталкивает на поверхность всякое враньё, всё, что написано ради красного словца, высосано из пальца. (22)Воистину написанное пером не вырубишь топором.
(23)Проверяя читательский багаж прошлых лет, прихожу к выводу, что я всегда неосознанно тянулся к авторам, которые не только отмечены писательским талантом, но и обладают выдающейся личной историей. (24)Биографией, как тогда говорили. (25)В советское время информация о личной жизни популярных авторов была дозированной, а порой и недоступной, о пиаре тогда никто и не догадывался. (26)Но крупицы их дел и поступков были у всех на слуху, оживляли образ и увеличивали наши симпатии и степень доверия. (27)Так было с Маяковским, так было с Высоцким и Визбором, с Солженицыным и Шаламовым. (28)И многими другими, чьи тексты мы разбирали на цитаты, чьи высказывания становились самыми убедительными аргументами в спорах.
(29)Что же является критерием настоящей литературы? (30)Для меня главным мерилом был и остаётся результат: чтобы тебе поверили.
(По А.Н. Соболеву*)
* Андрей Николаевич Соболев – член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; журналист, поэт-песенник.
22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Современный человек мало интересуется новинками литературы прежде всего потому, что у него не остаётся на это времени и сил.
2) Современные люди читают преимущественно публицистическую и научную литературу.
3) В наше время на смену книгам приходят телевидение, Интернет, различные технические устройства.
4) Для современного человека чтение является лучшим отдыхом.
5) Рассказчику интересны талантливые писатели с яркой биографией.
23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 11–13 подтверждают содержание предложения 10.
2) В предложениях 4, 5 представлено описание.
3) В предложениях 1–3 представлено повествование.
4) Предложение 16 поясняет содержание предложения 15.
5) В предложениях 19–22 содержится рассуждение.
24Из предложений 10–14 выпишите разговорное слово.
25Среди предложений 20–27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
26«А.Н. Соболев стремится поделиться своими размышлениями с читателями, привлекая их внимание к поднятой проблеме. С этой целью автором использованы разнообразные средства выразительности, в том числе приём – (А)__________ (предложения 29, 30). Авторская речь образна и эмоциональна, характеризуется использованием такого лексического средства выразительности, как (Б)__________ («под рукой» в предложении 8, «сгущаю краски» в предложении 9). Синтаксические средства: (В)__________ (предложение 15) и (Г)__________ (в предложениях 6, 9) – обнаруживают неравнодушие писателя к поставленной проблеме и в то же время готовность понять другую точку зрения».
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) диалектизм
3) диалог
4) книжная лексика
5) сравнительный оборот
6) вводные слова
7) противопоставление
8) восклицательное предложение
9) вопросно-ответная форма изложения