Архитектурные стили (Эрик Польский)
Размещено 28.01.22 в рубрике Архитектурные стили. Э.Польский, МХК
Материалы для урока
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора.
https://arzamas.academy/mag/446-arch - источник в подсказки определитель архитектурных стилей
https://create.kahoot.it/details/12dabc81-4bb1-4a17-9c11-3cee58f6ae52 - игра Кахут (тестовые вопросы) Эрика Польского
Основные архитектурные стили мировой архитектуры
Хронологические рамки | Название стиля |
10 –13 вв. | Романский |
13 – 16 вв. | Готический |
конец 16 – середина 18 вв. | Барокко |
17 – начало 19 вв. | Классицизм |
первая половина 19 в. | Ампир |
конец 19 – начало 20 вв. | Модерн |
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (от латинского – «римский») – архитектурный стиль в Западной Европе в 10-13 вв., отличающийся простотой, строгостью, массивностью архитектурных форм.
Романская архитектура представлена памятниками как религиозного назначения – монастыри, церкви, так и светского – замки. Основной признак романской архитектуры – обороноспособность. В 13 в. романский стиль был вытеснен готикой.
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (ГОТИКА) (от названия германского племени готов) – архитектурный стиль Западной Европы в 13-16 вв., пришедший на смену романскому, который характеризуется подчинением архитектурных форм вертикальному ритму, стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей. Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором. Над ратушей возвышалась башня – символ свободы города.
«Сравнение романского и готического архитектурных стилей»
Архитектурные элементы | Романский стиль | Готический стиль |
Время существования | 10-13 вв. | 13-16 вв. |
Наиболее характерный тип здания | церковь, монастырь, замок | собор, ратуша |
Внешний облик | массивность, неприступность | динамичность, устремлённость ввысь |
Пространство | небольшое | огромное |
Высота | не более 50 метров | 50 метров и более |
Стены | гладкие, толстые | тонкие, рельефные |
Башни | толстые, зубчатые | тонкие, шпилевидные |
Арки | закруглённые | стрельчатые |
Окна | редкие окна, в виде бойниц, забраные решетками | частые окна, большие, украшены витражами |
Декор | наружный декор – только у церковных сооружений; внутренний – фреска, шпалера. | декор снаружи и внутри – богатство скульптурной отделки. |
Тип церковного храма | базилика | базилика |
БАРОККО (с итальянского – странный, причудливый, неправильной формы) – архитектурный стиль в странах Европы в 16-18 вв., в России – в 18 в., который был связан с дворянской культурой эпохи абсолютизма. Основная идея этого стиля – красота, торжественность, высокопарность, богатство. Отсюда его преувеличенный пафос, театральность, что в архитектуре выражается усложнённостью форм, декоративностью, пышность, роскошеством, излишеством.
Архитектура барокко полна движения, динамики, она не приемлет гладкой, ровной поверхности. Плоскость стены то резко выступает вперед в виде пучка колонн, подпирающих антаблемент, то сильно западает вглубь. Такой прием в архитектуре называется раскреповкой. Например, фасад Зимнего дворца в Петербурге (архитектор Ф.-Б. Растрелли) имеет 29 наружных и 29 внутренних углов.
Барокко не терпит не только ровных плоскостей, но и прямых линий. Идеал барокко – капризно изогнутая кривая. Вот почему архитекторы той эпохи часто использовали в своих работах мотив волюты – формы в виде закрученного в спираль завитка. Другой любимый мотив барокко – разорванная арка (или фронтон). Даже крыши зданий делали высокими с переломами, а на карнизах устанавливали статуи и вазы – и все это ради того, чтобы нарушить прямизну. Стена барочного здания на плане напоминает причудливо изломанную линию.
КЛАССИЦИЗМ – архитектурный стиль в Западной Европе в 17-начале 19 вв., в России – во второй половине 18-начале 19 вв., для которого характерны чёткость, ясность, простота, геометризм форм, симметрия, логичность планировки, сочетание стены с архитектурным ордером и сдержанный декор.
Зодчие классицизма вслед за Палладио стремились в величественных и строгих формах античной архитектуры выразить гражданственные идеалы своего времени.
Основой архитектурного языка классицизма становится архитектурный ордер, который в барокко играл чисто декоративную роль.
«Сравнение стилистических особенностей барокко и классицизма»
Барокко | Классицизм | |
Время существования | конец 16-середина 18 вв. | 17-начало 19 вв. |
Родина стиля | Италия | Франция |
Происхождение понятия | с латинского – «вычурный» | С латинское – «образцовый» |
Характерные особенности | Контрастность, динамизм, напряжённость, яркость, изящность, асимметрия, криволинейность, пышность, парадность, избыточность декора, синтез искусств. | Упорядоченность форм и выразительных средств, симметрия, геометризм, простота, ясность, строгость декора. |
Ампир (от французского – «империя») – архитектурный стиль, который складывается в эпоху Наполеона I в начале 19 в. и был призван прославлять его власть и могущество, его военные победы. Этот стиль, зародившись во Франции, прижился и в других странах, в том числе и в России в первой половине 19 в.
МОДЕРН (с французского – «новейший») – архитектурный стиль в конце 19-начале 20 вв., связанный с использованием новых конструкций, строительных материалов (металл и железобетон), свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий и необычных декоративных эффектов. Стремление к оригинальности, свойственное стилю модерн, приводило к деформации привычных очертаний и появлению изогнутых карнизов, криволинейных форм оконных проемов.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭ
ТЕСТ ЭРИКА ПОЛЬСКОГО
ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ. Ответить можно через сайт
1. Каким архитектурным стилям соответствует Здание венгерского парламента?

2. Как называется архитектурный стиль, одобренный Петром I и широко применявшийся для проектирования зданий в Санкт-Петербурге?
Петровское рококо
Петровское барокко
3. К какому стилю относится здание Бруклинской публичной библиотеки?

4. Как называется архитектурный стиль позднего классицизма, возникший во Франции в период правления Наполеона I?
Ампир Барокко Неоренессанс
5. Какой архитектор является наиболее ярким представителем елизаветинского барокко? Ему принадлежат проекты таких зданий, как Зимний дворец и Смольный собор в Санкт-Петербурге.
Андрей Никифорович Воронихин
Карл Иванович Росси
Франческо Бартоломео Растрелли
6. Какой архитектурный стиль отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более природных линий, а также использование металла и стекла?
ЭПЭПЭПЭППЭЭППЭЭППЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭПЭП
ответы: 1. Неоготика и Неоренессанс 2. Петровское барокко 3 Ар-деко 4.Ампир 5. Растрелли 6.модерн
https://pikuco.ru/tests/3924/ - какой стиль красивее и интереснее? Битва стилей