Тире между подлежащим и сказуемым
Размещено 22.11.21 в рубрике 8 класс
Тире ставится | Тире не ставится |
---|---|
Книга – памятник ушедшим в вечность умам. Существительное (И. п.) – существительное (И.п.) | Лес словно сказка. (будто, словно, как ) |
Жить – Родине служить. Глагол неопр. формы – глагол неопр. формы | Он юрист (Местоимение + существительное) |
Дважды два – четыре. Числительное – числительное | Расстояние не помеха для друзей (частица не ) |
Наша задача – хорошо учиться. Существительное (И. п.) – глагол неопр. формы | |
Чтение – вот лучшее учение. (вот, это ) |
Тире между подлежащим и сказуемым
Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).
2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).
3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.
4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:
- существительным и инфинитивом, например: Наша задача – отразить атаку;
- инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;
- числительным и существительным, например: Четыре – четное число;
- существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.
5.Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.
6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).
К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится, если
1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство);
2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.
3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.
УПРАЖНЕНИЕ
- Грушницкий _ юнкер (Лермонтов).
- А вы _ не охотник? (Тургенев).
- Главный предмет его _ естественные науки (Тургенев).
- Рацеи разводить _ болтать пустое (Островский).
- Пруд _ как блестящая сталь (Фет).
- Они _ какие-то помещики (Достоевский).
- Воспоминания _ один только стыд и рвание волос (Гончаров).
- Его цель _ сделаться героем романа (Лермонтов).
- Дальние проводы _ лишние слезы (Островский).
- Нуль да нуль _ нуль (Фонвизин).
- Невежда без души _ зверь (Фонвизин).
- Вы _ студент? (Достоевский).
- Мать от радости прослезилась, а отец _ хоть бы что!
- Календарь _ это расписание работы солнышка на весь год (Виталий Бианки).
- Вспомните, что автор "Симфонии" _ юноша, студент-естественник, работающий в лаборатории по органической химии и ведущий двоякого рода разговоры: и с товарищами экстремистами, проповедующими, что "все мы летим куда-то"; и с приличными, блюдущими традиции приват-доцентиками (Белый).
- Отец его _ военный доктор, сосланный Николаем Первым … (Белый).
Спишите. Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
I. 1. Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твардовский). 2. Выработать литературный язык — это дело долгое, но я никак не сказал бы, что это неприятное дело (Кольцов).
Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.
1. Природа есть родина всех талантов, начиная от... солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.
https://youtu.be/_Gq2AVGz9uQ