Русский язык. Литература

10. Урок 14.Х. Отрабатываем 4,5 задание

Размещено 14.10.21 в рубрике 10 класс

https://rustutors.ru/egeteoriya/1414-paronimy-egje.html - СЛОВАРИК ПАРОНИМОВ

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ

1) В инфинитивах ударение падает на Ить, Ать, Ять, ировАть (ПО СЛОВНИКУ):
включИть, воспринЯть, воссоздАть, опломбировАть, формировАть, нормировАть, сортировАть, премировАть...
Исключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ: опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИровать
Исключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.

2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.3) В глаголах прошедшего времени ударение будет падать на -лА:  бралА, бралАсь, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, звалА и другие…
Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Остальные глаголы: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ2-3 СЛОГИ
чЕрпать
щЁлкать
клЕить
прИбыл
прИбыло
прИнял
прИняли
зАнял
зАняло
зАняли
клАла
послАла
крАлась
укрАла
опОшлить
озлОбить
оклЕить
освЕдомиться
откУпорить
закУпорить
принУдить
дозИровать
жилОсь
исчЕрпать
дозвонЯтся

 Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог: зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т  ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в  орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

 Правила ударения в ДЕЕПРИЧАСТИЯХ 

В деепричастиях чаще всего ударение падает на -ЫВ/-ИВ, -АВ/-ЯВ: начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, создАв
Необходимо запомнить слова: балУясь, закУпорив

 Правила ударения в НАРЕЧИЯХ

1 СЛОГ2-3...СЛОГИ
зАсветло
зАтемно
зАгодя
(НО: завИдно)
дОверху
дОнизу
дОсуха
(НО: донЕльзя, добелА)
вОвремя
завИдно
донЕльзя
добелА
красИвее
надОлго
ненадОлго

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Прислать аудиозапись

2. Упражнение 1. Объясните разницу в значении словосочетаний.

молодой советник — молодой советчик;

опасный человек — опасливый человек;

кардинальное решение — кардинальское решение;

осудить поступок — обсудить поступок;

соседний дом — соседский дом;

хозяйские интересы — хозяйственные интересы;

мелкие придирки — мелочные придирки;

абсолютный невежа — абсолютный невежда;

годовой отпуск — годичный отпуск.

Упражнение 2. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

поиски — происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);

абонент — абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);

дипломант — дипломат (хладнокровный, юный, конкурса);

описка — отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);

советник — советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);

фабрикат — фабрикант (дешёвый, богатый, зарубежный, высококачественный);

кожный — кожаный (портфель, заболевание);

классный — классовый (характер, руководитель, строй);

удачный — удачливый (день, охотник, намёк, операция);

расчётный — расчётливый (человек, книжка, характер, система);

экономичный — экономический (базис, машина, метод, закон, затраты);

нетерпимый — нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение);

исполнительный — исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера).

Упражнение 3. С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания.

отдельный — отдельский;

диктат — диктант;

демократичный — демократический;

запасный — запасливый;

осудить — обсудить;

генеральный — генеральский;

скрытый — скрытный;

экономия — экономика;

безответный — безответственный;

злой — злостный;

явный — явственный;

остатки — останки;

рыбий — рыбный;

логичный — логический;

покупательный — покупательский;

представить — предоставить;

оклик — отклик;

эффектный — эффективный;

невежа — невежда.

Упражнение 4. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

  1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
  2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
  3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
  4. Любой поступок заслуживает осуждения.
  5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
  6. Студент быстро освоил материал.
  7. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
  8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
  9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
  10. Она приготовила сытый завтрак.
  11. Болотистый ил является отличным удобрением.
  12. Она пришла в цветистом платье.
  13. Соседний кот важно прошел на кухню.
  14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
  15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
  16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
  17. Землю надо обезводеть.
  18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
  19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
  20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
  21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
  22. Ему была представлена возможность поехать на юг.
  23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
  24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
  25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
  26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
  27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
  28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
  29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
  30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Упражнение 110. Выберите  нужное  слово  или  словосочетание,  стоящее  в  скобках.  Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.

1. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу.  Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый) лов. (Скрытый,  скрытный)  от  глаз  прохожих,  мальчик  садится  на  (опасном,  опасливом)  обрыве.  Вода (нетерпимо,  нестерпимо)  блестит  на  солнце.  Ожидание  (поглотило,  проглотило)  мальчика.  

2.  На ковровом  предприятии  в  (прошлом,  прошедшем,  минувшем)  году  производство  наладилось. (Экономичный,  экономический)  эффект  (перешёл,  превзошёл)  все  ожидания!  Уже  (выпущено, изготовлено,  произведено,  сделано)  867  кв.  метров  (продукции,  ковров  и  дорожек,  ковровых изделий).  

3.  На  месте  небольшого  завода,  согласно  (генеральному,  генеральскому) плану реконструкции,  скоро  будет  (построен,  возведён,  создан)  крупный  деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего  года он сможет  (отгружать, сдавать) продукцию потребителям. 

4.  Известно  (любому,  каждому,  всякому),  что  даже  самые  (хорошие,  отличные,  великолепные, превосходные) условия работы ещё не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 

5. Как показывает многолетний (учёный, учительский) опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети  рассказывают  о  своих  (проблемах,  задачах)  с  (большей  откровенностью, большим откровением).

6. Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить,  отметить)  невооружённым  (глазом,  взглядом).  

7.  Победителю  конкурса  (присуждена, присвоена,  выдана,  выделена)  премия.  

8.  В  новом  отеле  (первоочередное,  первостепенное, главное,  ведущее,  важнейшее)  внимание  обращают  на  (хорошее,  прекрасное,  безукоризненное, оптимальное,  внимательное)  обслуживание  гостей.  

9.  В  этом  романе  М.  Булгакову  удалось (раскрыть, вскрыть, изобразить, описать, воспеть, представить)  (трагичные, трагические) события в  жизни  (своего  поколения,  своих  сверстников,  своих  современников).  

10.  Весьма  (эффектными, эффективными) оказались меры, (принятые, предпринятые) заводоуправлением для (повышения, увеличения)  уровня  рентабельности  производства.  

2. ХОД УРОКА

Русский язык ЕГЭ Задание №4 Теория

Значения суффиксов  ИЧЕСК, ЕСК, ТЕЛЬН, СК, ТЕЛЬ, ИСТ, АСТ, АТ, ЛИВ, ЧИВ, ЕВ, Н, ШН, ИМ/ЕМ, АНТ

Суффикс ИЧЕСК
при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия
 ◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ идеалист → идеалистический ◆ куб → кубический ◆ нерв → нервический ◆ педант → педантический ◆ сцена → сценический ◆ логика → логический 

Суффикс -ЕСК-
в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом
◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий 
В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала.

Суффикс -ТЕЛЬН- образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( плавательный, летательный);

Суффикс -СК- обозначает принадлежность.

Суффикс -ИСТ- образует  прилагательные со значением:
 1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый);
 2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);
 3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый)

Суффиксы -ИСТ, -АСТ, -АТ- (особенно -ИСТ-) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).

Суффикс -ЛИВ- образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый).

Суффикс -ИВ- образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый).

Суффикс -ЧИВ- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый).

Суффикс -ЕВ-
1) принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч[j+а], собач[j+а]);
2) сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).

Суффикс -Н- (-ШН) образует  прилагательные  со значением:
1) признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);
2) подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный).

Суффикс ИМ/ЕМ – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый)

Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА:
лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.);
лицо по объекту занятий или владения (дипломант, диссертант, музыкант, фабрикант и т.п.);
лицо - объект действия (арестант);
лицо - участник совместного действия (дуэлянт, конкурсант, концертант, экскурсант и т.п.);
лицо по отношению к месту работы или учебы (курсант, лаборант и т.п.);
лицо - член коллектива (оркестрант, сектант и т.п.);
лицо по отношению к тому, кем оно готовится стать (докторант, магистрант и т.п.).
Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант

  1. Составьте предложения с данными словами, обозначьте состав однокоренных слов. Повергнутый-подвергнутый; обвешенный-обвешанный; наметённый- наметанный; непромокаемый-непроницаемый; розданный-раздавшийся.
  2. Объясните разницу между словами в парах: Войти-взойти, вздохнуть- вдохнуть, деловой-деловитый, усвоить-освоить, неизмеримый-несоизмеримый, эффектный-эффективный, искусный-искусственный, одеть-надеть, главный-заглавный, командированный-командировочный, сшить-пошить.

https://rustutors.ru/egeteoriya/1138-zadanie-5.html

https://rustutors.ru/egeteoriya/egepraktika/1646-ispravte-leksicheskuju-oshibku-podobrav-k-vydelennomu-slovu-paronim-zadanie-5-egje-praktika.html

Из слов в скобках выберите нужное. (Правильный вариант ответа выделен курсивом) 1.На девочке было (надето, одето) зимнее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не отвечал. 3. Окружность и диаметр – (несоизмеримые, неизмеримые) величины. 4 Все лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 5. Из лесу мы возвращались с (целой, цельной) корзиной грибов. 6. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену.7 (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 8 (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

Комментарии

  1. Арутюнян К.А, написал(а):

    1.На девочке было надето зимнее пальто.
    2. Абонент не отвечал.
    3. Окружность и диаметр – несоизмеримые величины.
    4. Все лето стояла нестерпимая жара.
    5. Из лесу мы возвращались с целой корзиной грибов.
    6. Дефектные вещи подлежат обмену.
    7. Длительное путешествие хотя и утомительно, но очень полезно.
    8. Лесные озера очень красивы.

  2. Арутюнян К.А, написал(а):

    Упражнение 1.
    молодой советник (должностное лицо) — молодой советчик (человек, дающий советы);
    опасный человек (способный причинить вред) — опасливый человек (настороженный, недоверчивый);
    кардинальное решение (существенное) — кардинальское решение (решение кардинала);
    осудить поступок (выразить неодобрение) — обсудить поступок (обговорить, обдумать);
    соседний дом (находящийся рядом) — соседский дом (дом соседей);
    хозяйские интересы (интересы хозяев) — хозяйственные интересы (интересы, относящиеся к ведению хозяйства);
    мелкие придирки (небольшие) — мелочные придирки (по незначительным вопросам);
    абсолютный невежа (невоспитанный, грубый) — абсолютный невежда (необразованный);
    годовой отпуск (раз в году) — годичный отпуск (длящийся год).

    Упражнение 2.
    Этот историк провод поиски музейных экспонатов, достойных его выставки.
    Герой пообещал остановить вражеские происки и спасти этот город от злоумышленников.
    Он был самым аккуратным абонентом библиотеки.
    Я протянула администратору абонемент, но он оказался просроченным.
    Я совершила досадную описку, из-за чего не сдала экзамен.
    В ответ на моё письмо он я получила неубедительную отписку.
    Император имел тайного советника.
    Меня всегда раздражали непрошенные советчики.
    Один богатый фабрикант захотел со мной работать.
    Я никогда не буду использовать такой дешевый фабрикат!
    В анамнезе было сказано, что у него кожное заболевание.
    Он достал тетрадь из кожаного портфеля.
    Мой классный руководитель организовал поездку в музей.
    Впервые классовый строй был представлен в истории рабовладельческим обществом.
    Сегодня меня ждет удачный день.
    В отличие от меня этот охотник был удачливым.
    Он протянул мне расчётную книжку.
    Расчётливый человек в хозяйстве пригодится.
    Это один из из экономичных методов использования воды.
    Для зачета нужно было выучить экономические законы.
    Более нетерпимого поведения я никогда не встречала.
    На улице меня ожидал нестерпимый холод.
    Исполнительным органом власти в нашем государстве является Правительство Российской Федерации.
    Исполнительский талант был настолько велик, что после концерта зрители еще долго благодарили музыканта и высказывали своё признание.

    Упражнение 3.
    отдельная комната — отдельский представитель;
    идеологический диктат — сложный диктант;
    демократичный человек — демократическое государство;
    запасный выход — запасливый человек;
    осудить за проступок — обсудить идею;
    генеральная уборка — генеральская дочь;
    скрытый смысл — скрытный человек;
    экономия ресурсов — экономика государства;
    безответная любовь — безответственный человек;
    злой взгляд — злостный нарушитель;
    явный обман — явственный запах;
    остатки пищи — останки животных;
    рыбий хвост — рыбный магазин;
    логичный человек — логическая цепочка;
    покупательная способность — покупательские запросы;
    представить компанию — предоставить документы;
    громкий оклик — читательский отклик;
    эффектный танец — эффективный план;
    полный невежа — невежда в музыке.

    Упражнение 4.
    Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.
    Герой все время находится в подвешенном состоянии.
    В этот день я услышала много обидных слов.
    Любой поступок заслуживает обсуждения.
    Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.
    Студент быстро усвоил материал.
    Мой брат — человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.
    Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.
    В новых кварталах города находятся самые высокие дома.
    Она приготовила сытный завтрак.
    Болотный ил является отличным удобрением.
    Она пришла в цветном платье.
    Соседский кот важно прошел на кухню.
    В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.
    Мы живем в одном доме, но на разных этажах.
    В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.
    Землю надо обезводить.
    На поляне мы увидели высокий земляной холм.
    Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.
    Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.
    С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
    Ему была предоставлена возможность поехать на юг.
    Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.
    На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».
    Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.
    Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.
    Он не любил работать и вел праздный образ жизни.
    Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.
    Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.
    В конце книги был приведен список рекомендованной литературы.

    Упражнение 110.
    1. В мальчике проснулся ярый рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу.  Он сразу решил пойти на рыбную ловлю, надеясь на удачный лов. Скрытый от  глаз  прохожих, мальчик  садится на опасном обрыве.  Вода нестерпимо  блестит  на  солнце.  Ожидание поглотило мальчика.  
    2.  На ковровом  предприятии  в минувшем году  производство  наладилось. Экономический эффект превзошёл все  ожидания!  Уже изготовлено 867  кв.  метров ковровых изделий.  
    3.  На  месте  небольшого  завода,  согласно  генеральному плану реконструкции,  скоро  будет  возведён крупный  деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего  года он сможет  отгружать продукцию потребителям. 
    4.  Известно каждому,  что  даже  самые хорошие условия работы ещё не гарантируют успеха. 
    5. Как показывает многолетний учительский опыт, в доверительной беседе дети рассказывают  о  своих проблемах с большим откровением.
    6. Этот дефект в детали можно заметить невооружённым глазом.  
    7.  Победителю  конкурса присуждена премия.  
    8.  В  новом  отеле первоочередное внимание обращают на безукоризненное обслуживание  гостей.  
    9.  В  этом  романе  М.  Булгакову  удалось описать трагичные события в  жизни своих современников.  
    10.  Весьма эффективными оказались меры, принятые заводоуправлением для повышения уровня  рентабельности  производства. 

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб