11. Урок 20.09. «Вишнёвый сад». Анализ первого действия. Д.з.
Размещено 19.09.21 в рубрике 11 класс
Д.з.: читаем пьесу до конца, всё, что не успеется в классе, домой! делаем письменно в тетради!
ЧЕРЕЗ САЙТ (или другим образом) ПРЯМО НА УРОКЕ КРАТКО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРоСЫ:
- Кого ждут в начале пьесы?
- Встречается ли в пьесе Епиходов и Лопахин?
- Верно ли утверждение, что отец Лопахина был предприниматель?
- Петя Трофимов был гувернером Ани?
- Гриша и Петя - братья?
- Как зовут мама Ани?
- Девичья фамилия Раневской?
- "опираясь на палочку, торопливо проходит......................, он в старинной ливрее и в высокой шляпе; что-то говорит сам с собой, но нельзя разобрать ни одного слова" Чьё имя пропущено?
- "Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И (она) не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю. " О ком идёт речь?
- .".........тоже требует себе порцию, просто ужасно. Ведь у мамы ........................................., мы привезли его сюда… .............Видела подлеца." а)Чьё имя пропущено? б)Кто называет его подлецом?
ОСТАЛЬНОЕ - ПИСЬМЕННО, В ТЕТРАДИ!
- Как первом действии проявляется внутренняя противоречивость героев (на примере одного героя)?
- Приведённый в самом начале фрагмент относится к той части пьесы, которая предваряет основное действие и знакомит читателя с местом действия и основными героями. Каким термином она обозначается?
- Приведите, пожалуйста, пример ремарки из текста I действия
- Установите соответствие между персонажами пьесы и их социальным положением: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ |
А) Лопахин | 1) студент |
Б) Епиходов | 2) помещик |
В) Трофимов | 3) купец |
4) конторщик |
5. Произносит ли кто-то монолог в I действии? Кто? Чему посвящен монолог? Как он связан с последующими событиями и что раскрывается в нём?
6. Каково авторское определение жанра пьесы «Вишнёвый сад»? Перепишите, вставив слова вместо пропусков: «Вишнёвый сад» — произведение для сцены, принадлежит к ____________ роду. Авторское определение жанра произведения весьма необычно — Чехов считал «Вишнёвый сад» _______.
7. Назовите литературное направление (стиль), которое достигло своего расцвета во второй половине XIX в. и принципы которого воплощены в пьесе «Вишнёвый сад».
8. В каких произведениях отечественной классики изображены предприимчивые люди и в чём их можно сопоставить с Лопахиным?
9. Прочитайте, пожалуйста, текст и ответьте на вопрос: в репликах, монологах и судьбах каких героев пьесы выражается конфликт пьесы (укажите действия, явления)?
Что составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? На первый взгляд в произведении дана четкая расстановка социальных сил в русском обществе рубежа XIX—XX веков и обозначена борьба между ними: уходящее дворянство — Раневская и Гаев; поднимающаяся буржуазия — Лопахин; новые революционные силы, идущие им на смену, — Петя и Аня. Социальные мотивы присутствуют и в характерах действующих лиц: барская беспечность помещиков, их практическая беспомощность; буржуазная деловитость купца; открытость молодежи, устремленной в “светлое будущее”. Однако центральное с виду событие — борьба за вишневый сад — лишено того значения, какого, казалось бы, требует сама логика расстановки действующих лиц. Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, у Чехова приглушен. Драма жизни заключается в разладе самых существенных ее основ. И потому у всех героев пьесы есть ощущение временности своего пребывания в мире, чувство постепенного истощения и отмирания тех форм жизни, которые когда-то казались вечными. В пьесе все живут в ожидании надвигающегося рокового конца. Распадаются старые основы жизни и вовне, и в душах людей, а новые еще не народились.
Особенностью драматургии Чехова является то, что в его пьесах нельзя выделить главного героя. Вся система образов важна для раскрытия темы. Образы пьесы «Вишнёвый сад» представляют, с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинская интеллигенция, отчасти крестьяне), с другой стороны — эти группы отражают прошлое, настоящее и будущее страны. Особое место занимает образ вишневого сада как олицетворение самой России.
10. Если продолжить аллегорическое сравнение России с вишнёвым садом и палатой №6, то что же дальше? Что точно подметил и угадал, по-вашему, Чехов?
Комментарии
1. Раневскую Любовь Андреевну и её дочь Аню
2. Да
3. Нет
4. Нет
5. Нет
6. Раневская Любовь Андреевна
7. Гаева
8. Фирс
9. Раневская
10. Яша, Варя
1) Раневскую, Аню и Шарлоту Ивановну
2) Да
3) Отец Лопахина был крепостным
4) Нет, Трофимов бывший учитель Гриши, сына Раневской
5) Нет, Пётр Трофимов был учителем Гриши
6) Раневская Любовь Андреевна
7) Гаева
8) Фирс
9) о Раневской
10) а — Яша
б — Аня
1. Раневскую
2. Да
3. Нет, он был крепостным
4. Нет, он был гувернером покойного сына Раневской
5. Нет, Гриша был учеником Пети
6. Раневская Любовь Андреевна
7. Гаева
8. Фирс
9. Раневская
10. А) Яша б) Варя
1) В начале пьесы ждут Любовь Андреевну, Аню, Яшу и Шарлотту
2) Встречаются
3) Скорее нельзя — отец Лопахина работал в лавке
4) Петя Трофимов был учителем брата Ани Гриши
5) Нет, Петя — учитель Гриши
6) Любовь Андреевна
7) Гаева
8) Фирс
9) О Любви Андреевне
10) Подлец — Яша, его называет так Варя
1. Раневскую
2. да
3. нет
4. нет, ее младшего брата
5. нет
6. Любовь Андреевна Раневская
7. Гаева
8. Фирс
9. Раневская
10. а) Яша б) Варя
1. Раневскую
2. Да
3. Да
4. Нет
5. Нет
6. Любовь Андреевна Раневская
7. Гаева
8. Фирс
9. Раневская
10. а) Яша
б) Варя
1.Раневскую
2.да
3.нет, он крепостной
4.нет, её брата младшего
5.Гриша был учеником Пети
6.Любовь Андреевна Раневская
7.Гаева
8.Фирс
9.Раневская
10.1)Яша
2)Варя
1. Раневскую
2. Да
3. Да
4. Нет
5. Нет
6. Любовь Андреевна
7. Гаева
8. Фирс
9. О Любви Андреевной
10. а) Яша б) Аня
1. Помещицу Раневскую
2. Лопахин Ермолай Алексеевич-купец, Епиходов Семен Пантелеевич-конторщик.
Они встречаются: Епиходов спрашивает у Ермолая чем бы ему смазать сапоги, которые скрипят, но тот просит конторщика уйти («Отстань. Надоел»)
3. Нет. Отец Лопахина был простым мужиком, крепостным отца и деда Раневской.
4. Нет, он был учителем (гувернёром) семилетнего сына Раневской-Гриши, который утонул в реке.
5. Нет, Петя-студент, он был учителем Гриши.
6. Любовь Андреевна Раневская
7. Гаева
8. Фирс
9. О Раневский
10. а) Яша б) Варя
1. Из Парижа приезжают Любовь Андреевна, Аня, Шарлотта Ивановна и Яша.
2. Да, в начале произведения Епиходов жалуется Лопахину на свою новую обувь.
3. Нет, Отец Лопахина был крепостным у Деда и отца Раневской.
4. Нет, гувернанткой Ани была Шарлотта Ивановна.
5. Нет, Гриша- сын Раневской, Трофимов Пётр был его учителем.
6. Раневская Любовь Андреевна
7. Гаева
8. Фирс
9. Аня рассказывает о Любови Андреевне
10. Так о Яше говорит Аня
Раневскую
2. да
3. нет, он крепостной
4. нет, ее младшего брата
5. нет
6. Любовь Андреевна Раневская
7. Гаева
8. Фирс
9. Раневская
10. 1) Яша
2) Варя
1. Любовь Андреевна, Аня, Шарлотта Ивановна и Яша.
2. Да
3. Отец Лопахина был крепостным
4. Гувернанткой Ани была Шарлотта Ивановна.
5. Гриша- сын Раневской, Трофимов Пётр был его учителем.
6. Раневская Любовь Андреевна
7. Гаева
8. Фирс
9. О Любви Андреевне
10. Яша; Аня
1. Ожидают приезда Раневских Любовь и Аню, Шарлотту Ивановну
2. Епиходов и Лопахин встречаются ещё в самом начале пьесы
3. Да, верно. Отец Лопахина открыл свою лавку
4. Нет
5. Нет, Гриша — сын раневской
6. Раневская Любовь Андреевна
7. Гаева
8. Фирс
9. Раневская Любовь
10. А) Яша Б) Варя Раневская
1 Любовь Раневскую и ее дочь Аню
2 да
3 да
4 нет
5 нет
6 Раневская Любовь Андреевна
7 Гаева
8 Фирс
9 о Любови Раневской
10 Яша, Варя
1) Любовь Андреевна, Аня, ещё приезжают Шарлотта Ивановна и Яша.
2) +
3) -, Отец Лопахина был крепостным
4) — , гувернанткой Ани была Шарлотта Ивановна.
5) — , Гриша- сын Раневской, Трофимов Пётр был его учителем.
6) Раневская Любовь Андреевна
7) Гаева
8) Фирс
9) О Любви Андреевне
10) Яша; Аня
1. Л.А Раневскую с дочерью и сыном
2. Нет
3. Нет
4. Нет
5. Нет
6. Любовь Андреевна
7. Гаева
8. Фирс
9. Л.Н Раневская
10. а) Яша
б) Аня