Русский язык. Литература

11. Человека забыли?

Размещено 15.09.21 в рубрике 11 класс

 Стремление к естественности, к жизненной правде побудило А. П. Чехова к созданию пьесы не чисто драматического или комедийного, а весьма сложного жанрового содержания. Драматизм гармонично сочетается с комизмом, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»,— писал сам А. П. Чехов.

В основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней своей сущности они оптимистичны.

Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически. Комическая основа пьесы отчётливо видна. В-третьих, в комическо-сатирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши. Однако современники восприняли новую вещь Чехова, как драму. Станиславский писал, что для него «Вишнёвый сад» является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил «Вишнёвый сад» именно в таком драматическом ключе.

Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:

• это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины;

• А. П. Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что роли и Вари, и Лопахина — комические;

• сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 г. он пишет: «Погода чудесная. Всё поёт, цветёт, блещет красотой. Сад уже совсем зелёный, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».

Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.

2. Пересказ учащимися содержания пьесы «Вишнёвый сад» «по цепочке»

3. Аналитическая беседа

• Абстрагируйтесь от названия пьесы А. П. Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание вишнёвый сад?

• Сравните свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.

• Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием пьесы? Запишите свои мысли в тетрадь.

• Зачем приезжает из Парижа в своё имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик?

• Образы основных героев пьесы сотканы из противоречий. В чём, по-вашему, противоречивость облика Лопахина? Раневской? Гаева? Трофимова? Вари?

• В чём смысл сопоставления двух лакеев — Фирса и Яши?

• Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства.

• Как Раневскую характеризует отношение к Варе? Ане? слугам? Лопахину? Трофимову?

• Как её характеризует отказ от предложения Лопахина?

• Как можно оценить доброту Раневской?

• Как понять слова А. П. Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?

• Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани?

• Драматичен ли Лопахин?

• В чём комичность образов Раневской и Гаева? А в чём их драматичность?

• Кто виноват в драматичности их жизни?


Работа в группах: «Персонажи пьесы»

Комментарий.

Группам (3 группы) предлагается распределить персонажей пьесы на категории согласно самостоятельно определённому принципу.

Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы заносят в тетрадь.

Варианты принципов деления персонажей:

по социальному признаку — помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком;
по отношению ко времени — прошлое, настоящее, будущее;
по принципу главных и второстепенных героев.

Как правило, редко предлагается принцип деления персонажей по отношению к вишнёвому саду, поэтому учащимся можно подсказать такой способ деления.

После выполнения работы обсуждаются результаты с обязательной оценкой аргументов друг друга. Этот вид работы ценен тем, что учащиеся осознают: единого, правильного принципа деления нет, А. П. Чехов не предлагает однозначных ответов на вопросы.

5. Постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах по вариантам)

1-й вариант.

«Вишнёвый сад» — пьеса о людях, не только потерявших прекрасное имение, но и утративших ощущение времени. Проследите, как этот мотив подкрепляется репликами героев, сетующих на то, что «всюду опаздывают».

2-й вариант.

Проследите по тексту пьесы, как раскрывает А. П. Чехов отношение Раневской и Гаева к главным жизненным ценностям: к родине, любви, долгу, человеческому достоинству. Выскажите ваши суждения об отношении автора к этим персонажам.

3-й вариант.

Проследите, как основной конфликт пьесы проявляется в истории Симеонова-Пищика. Подумайте о том, что эта история вносит в содержание комедии.

6. Аналитическая работа характеристика персонажей пьесы (в группах)

1-я группа.
Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству

• Проследите, как показано в пьесе отношение Лопахина к Варе, Пете Трофимову.

• Какие черты Лопахина привлекательны?

• Какие черты характера раскрываются в его монологах?

• Каково ваше отношение к Лопахину? Можно ли считать его героем новой эпохи?

2-я группа.
«Молодое поколение». Петя

• Перечитайте сцены, где действует Петя или о нём идёт речь, попытайтесь нарисовать его прошлое и будущее.

• Что кажется вам противоречивым в образе Пети? Что говорят эти противоречия об авторском отношении к герою?

• Можно ли считать «резонёром» Петю Трофимова? Почему?

• В чём двойственность этого образа? (Режиссёрские интерпретации образа Трофимова резко расходятся: в одних случаях он представлен чуть ли не двойником автора, в других — блаженным недотёпой.)

3-я группа.
«Молодое поколение». Аня

• Найдите в пьесе сцены, раскрывающие образ Ани. Что меняется в Ане на протяжении пьесы?

• Какое место занимает в пьесе Аня?

• Можно ли считать Аню образом, символизирующим светлое будущее? Согласитесь ли вы с высказыванием В. Ермилова о ней: «В пьесе есть только один образ, который не противоречит красоте вишнёвого сада, а мог бы гармонически слиться с ним»?

7. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

• Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад?

Комментарий.
Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит своё обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной жизни, они ничего не смогут вырастить.

• Чехов считал, что центральный образ «Вишнёвого сада» — это Лопахин. Совпадает ли авторская точка зрения с вашим восприятием комедии? Какой образ комедии вы считаете главным?

http://www.hallenna.narod.ru/uroki-10kl-chexov-vishnevy-sad.html

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб