Русский язык. Литература

Планы сочинений

Размещено 26.03.21 в рубрике 10 класс

Развернутые планы сочинений

Судьба Андрея Болконского

I. Стремление к высшей правде — цель духов­ных исканий главных героев романа. Сложность и противоречивость характера князя Андрея пре­допределяют трудность жизненных поисков ге­роя, мучительность его нравственного прозрения.

II. Духовные искания Андрея Болконского:

1) поиск истинного, достойного дела: а) неудовлетворенность светским обществом; б) разочарованность в семейной жизни; в) мечта о подвиге, стремление к славе;

г) желание на военной службе обрести уверен­ность в себе;

2) участие в войне 1805 года:

а) чувство воинского долга, воспитанное от­цом;

б) неприятие законов света в среде военного офицерства;

в) стремление испытать судьбу Наполеона на себе;

г) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает Андрея к реальности);

д) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения;

е) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своем кумире, по­нимание жизни как нечто большего, чем стрем­ление к личной славе);

3) смерть жены и рождение сына; понимание Болконским, чем он пожертвовал ради собствен­ных эгоистических устремлений;

4) уход в себя, отречение от активной жизни;

5) разговор с Пьером о добре, справедливости и правде — этапный момент в жизненных иска­ниях князя Андрея;

6) встреча с Наташей в Отрадном (желание возродиться), воплощение мыслей Андрея в об­разе дуба — символе «замирания» и «возрожде­ния»;

7) стремление принести пользу на государст­венной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским;

8) любовь к Наташе, чувство долга и ответст­венности перед любимым человеком;

9) разрушение надежд на личное счастье (не­способность понять и простить близкого челове­ка, заостренность на себе);

10) участие в войне 1812 года — решающий этап в жизни Болконского:

а) возвращение в армию, стремление быть по­лезным Отечеству, слияние с судьбой народа;

б) смерть отца и потеря родного дома не замы­кают князя Андрея в себе;

в) нравственный подвиг Андрея на поле Боро­дина — подвиг выдержки и силы духа;

г) смертельное ранение открывает Болконско­му вечную истину — необходимость любви к лю­дям;

д) чувство жалости к Курагину; е) возрождение любви к Наташе; ж) смерть Андрея.

III. Судьба Андрея Болконского — это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, со­вершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному со­вершенству.

Кутузов и Наполеон

I, Образы Кутузова и Наполеона — психоло­гические и нравственно-философские полюса ро­мана. Осмысление причин возникновения войн, психологии завоевателей приводит Толстого к поиску силы, способной противостоять милита­ристским идеям.

П. Кутузов и Наполеон — свет и тень романа: 1) Наполеон как носитель «наполеоновской идеи »:

а) олицетворение зла и насилия, гений войны;

б) стремление подчинять себе людей, одержи­вать верх;

в) увлечение внешними эффектами, отсутст­вие глубины восприятия жизни;

г) отсутствие связи с людьми, ощущение себя на пьедестале величия;

д) отсутствие естественности и простоты; е) непривлекательная внешность и позерство; ж) развенчание в лице Наполеона «наполео­новской идеи», завладевшей людьми;

2) Кутузов как носитель народного духа:

а) воплощение добра и справедливости;

б) демократичность в отношении к людям;

в) отсутствие позы, нежелание действовать по принятым правилам;

г) единение с людьми, понимание духа наро­да, его желаний и стремлений;

д) естественность и простота как залог вели­чия и правды;

е) непритязательная внешность как своеоб­разный вызов тем, кто мнит себя героями;

ж) высокие нравственные идеалы, религиоз­ность;

з) отсутствие подобострастия перед императо­ром; осознание чувства собственного достоинства;

и) величие и гениальность Кутузова как пол­ководца;

к) истинный патриотизм;

л) возвеличивание в лице Кутузова русского национального характера.

III. Воплощение в образах Кутузова и Наполе­она идей мира и войны:

1) герои, тяготеющие к Наполеону, наделен­ные «наполеоновскими» чертами, способствуют возникновению войн (так психология войны раз­вивается в людях, далеких от битв, — в Кураги-ных, Анне Павловне Шерер, Вере Ростовой и других);

2) герои, тяготеющие к Кутузову, несущие идеи мира, стремящиеся победить любые анти­человеческие проявления (так психология мира развивается в Наташе Ростовой, Марье Волкон­ской, Соне и, как ни парадоксально, в «военных людях» — Тушине, Тимохине, Денисове и дру­гих);

3) Пьер Безухов и Андрей Болконский прохо­дят путь «от Наполеона к Кутузову», от ложных ценностей к истинным идеалам.

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб