Русский язык. Литература

«Война и мир»…

Размещено 15.03.21 в рубрике 10 класс

Во всяком произведении

должно быть три условия для того,

чтобы оно было полезно людям:

а) новизна содержания, б) форма или,

как у нас принято называть, талант

и в) серьёзное, горячее отношение

к предмету произведения

Л.Н.Толстой

I.Вводное слово учителя «Магия романа Толстого»

Внимательно прочитайте слова Толстого о том, каким требованиям должно отвечать художественное произведение. Все эти условия соблюдены им в романе «Война и мир», который, как огромный айсберг, всплыл в русской литературе 60-х годов. Это поистине айсберг, громада, которая поражает воображение читателей уже почти 150 лет.

Вот только несколько фактов:

  • Роман состоит из 4 томов, 17 частей, 361 главы.
  • В романе свыше 569 действующих лиц. Около 200 из них —
  • ческие лица
  • Действие романа длится более 15 лет.
  • Черновики и архив романа составляют свыше 5200 рукописных листов.
  • Сохранилось 15 вариантов начала романа.
  • Толстой писал роман на протяжении 6 лет, с 1863 по 1869 годы. По историческим сведениям, он вручную переписал его 8 раз, а отдельные эпизоды писатель переписывал более 26 раз.
  • Роман «Война и мир» был самым издаваемым произведением художественной литературы в СССР за 1918—1986 годы: общий тираж 312 изданий составил более 36 миллионов экземпляров.
  • По данным Википедии, в мировом кинематографе есть 11 фильмов, снятых по роману Толстого, самыми известными из которых являются два: американский фильм режиссёра Кинга Видора (1956г.) и фильм Сергея Бондарчука, который вышел на экраны в 1969 году (главные роли – В.Тихонов, Л.Савельева и др.). Последняя экранизация «Войны и мира» - в 2016 году – английский сериал режиссёра Тома Харпера.
  • По роману создана опера «Война и мир» С.С.Прокофьева (1942г.).

Магия романа состоит в том, что читателей, в каком бы веке они не жили, роман буквально завораживает, вовлекает в круговорот жизни героев, как бы заставляя быть не просто наблюдателем со стороны, а полноценным участником событий.

По мнению критика П.Вайля, «Война и мир»… высится в нашей литературе одинокой вершиной грандиозного по своим масштабам романа, который — прежде всего — невероятно увлекательно читать... даже в каком-нибудь пятом прочтении очень хочется попросту, по-читательски узнать — что же будет дальше, что произойдет с героями. Толстовская книга захватывает…»

Другой критик, А.Генис, остроумно заметил: «Читать “Войну и мир” – как ездить в отпуск: жалко, когда кончается»

А.Блок в ночь с 14 на 15 июня 1909 года в записной книжке записал: «Волнение идёт от «Войны и мира» (сейчас кончил 2-й том), потом распространяется вширь и захватывает всю мою жизнь и жизнь близких…»

И ещё несколько реплик:

- Р.Ролан, французский писатель: «В настоящее время перечитываю «Войну и мир». Вот это пища для всех времён, для всех людей».

-Г.Флобер, французский писатель:«Спасибо, что заставили меня прочитать роман Толстого. Это первоклассно. Какой живописец и психолог».

- Габриэль Гарсиа Маркес, колумбийский писатель: «"Война и мир" – самый великий роман, который был написан во все века».

-Дж.Голсуорси, английский писатель: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению… «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

- И.С.Тургенев: «...Это – великое произведение великого писателя, – и это подлинная Россия».

- И.Наживин: «Это самая русская из всех русских книг, которая отразила наш национальный дух во всей его широте, во всей его глубине, во всей его красоте и во всех его особенностях».

- М.Пришвин (из дневниковой записи): «Читаю «Войну и мир» - не читаю, а пью…»

- В.Катаев: «Война и мир» Льва Толстого является для меня настольной книгой. Я её постоянно читаю. Читаю всю жизнь. И всегда нахожу в ней что-нибудь новое. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, не будь на свете Толстого и его потрясающего романа».

Почему же роман, который написан 150 лет назад, продолжает волновать сердца читателей до сих пор?

Наверное, потому, что перед нами, по выражению Игоря Сухих, «книга о живой жизни, в которой всем и всему есть место: маленьким девочкам, ворующим сливы из барского сада во время великих событий, плачущему императору, первому балу, охоте, карточной игре, снам, семейным радостям, потере близких, новым надеждам». Сегодня кажется, что эта книга была всегда.

Подобную мысль высказал современник Л.Н.Толстого, критик Н.Страхов: «Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине!»

А значение романа Толстого заключается в том, что он стал ключевым произведением новой русской литературы, историческим памятником, подменившим историю «учёную», и национальным преданием.

Перед Толстым стояла реальная проблема: как организовать, как построить столь грандиозное целое? Найденное Толстым решение оказалось настолько простым и изящным, что потом стало всеобщим достоянием, многократно использовалось в больших произведениях эпического типа – от М. Шолохова до А. Солженицына. Решение это гениально по своей простоте: всех без исключения персонажей Толстой изображает с «человеческой», психологической стороны. Всех – и реально живших, и придуманных, и исторических деятелей, и обычного мужика – Толстой судит обычным человеческим судом и тем самым борется с устоявшимися традициями исторической прозы: «Для историка, в смысле содействия, оказанного лицом какой-либо одной цели, есть герои, для художника, в смысле соответственности этого лица всем сторонам жизни, не может и не должно быть героев, а должны быть люди» («Несколько слов по поводу книги "Война и мир"»). Главное открытие Толстого, найденное им для психологического изображения героев, – любимая диалектика души. Диалектика души, тщательнейший показ духовного развития героя – вот основной принцип художественного изображения героев (людей) в романе. Однако этот принцип Толстой применяет только к главным, любимым героям, изображая их развитие в пределах романного мира. Характеры же второстепенных персонажей романист показывает тоже в противоречиях, но не в развитии. Они всё время равны самим себе, для них, скорее, характерна диалектика поведения, но не диалектика души. По меткому замечанию исследователя Е. Соловьёва, Толстой стоит перед нами, «вперив свой испытующий гениальный взгляд в самую глубину души человеческой, творя суд над правым и неправым с медлительностью всё испытавшего и всё постигшего гения» (подробнее о «диалектике души» и «диалектике характера» Толстого – в учебнике).

И ещё одно из новаторских достижений Толстого – использование нового жанра, который впоследствии получит название «роман-эпопея».

Толстой нашёл в новой истории России ту уникальную эпоху – Отечественную войну 1812-1814 годов, когда патриотическая, объединяющая идея вышла на первый план,отодвинув мучительные и неразрешимые социальные вопросы. И написал о ней в те короткие мгновения 60-х годов, которые в чём-то рифмовались с эпохой Отечественной войны: после отмены крепостного права Россия, кажется, плавно. эволюционно переходила в новую, бесконфликтную стадию развития.

Сам Толстой успех своего романа объяснял несколько иначе: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных…её проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».

Именно таким произведением и стал роман «Война и мир», работе над которым Толстой отдал семь лет «непрестанного и исключительного труда».

Что же это был за труд? Какой путь прошёл роман от замысла до воплощения? Об этом вторая часть нашего урока.

II. Эпоха и история создания романа «Война и мир» (Лекция учителя (или самостоятельное изучение материалов лекции) с последующей проверочной работой по проблемным вопросам).

1.Почему замысел романа «Война и мир» возник у Толстого именно в 1856 году? Какими событиями отмечена эпоха создания романа?

2.В какой период своей жизни Толстой работал над романом? Что к началу работы над «Войной и миром» уже случилось во внешней и внутренней жизни Толстого?

3.Как зарождался, а затем видоизменялся авторский замысел «Войны и мира»? Как эти изменения связаны с изменениями названий романа? Прокомментируйте все даты, упомянутые Толстым в его черновом наброске предисловия.

4. Расскажите, опираясь на авторский замысел, о реальных исторических событиях, лёгших в основу сюжета романа. Как прошлое, изображённое в романе, перекликается с настоящим, временем, когда создавалась «Война и мир»? Составьте сравнительную таблицу событий прошлого и настоящего:5.Как был встречен роман читателями? Почему оценки критиков, современников Толстого, были столь неоднозначны?

Ещё раз повторимся: Толстой создавал свой роман почти семь лет – с 1863 по 1869 годы.

Вспомним ещё раз, что это были за годы в истории России?

В 1855 году умер Николай I. Его преемник на престоле - Александр II - амнистировал декабристов, позволил им вернуться в центральную Россию. Новый государь готовил реформы, которые должны были коренным образом преобразовать жизнь страны (главная из них - отмена крепостного права, что и произошло в 1861 году). В 60-е годы стало ясно, что крепостное право — «узел всех зол». Это понимали даже те, кто был далёк от революции. Так, Л. Н. Толстой писал в 1856 г. одному из своих знакомых: «Нужно спасать всё здание от пожара, который с минуты на минуту обнимет его... Ежели в 6 месяцев крестьяне не будут освобождены,— пожар». Насколько накалена была обстановка в стране, видно из того, что в течение 1861 —1862 гг. произошло около полутора тысяч крестьянских восстаний, значительно больше, чем за тридцатилетнее мрачное царствование Николая I; в университетах не прекращались студенческие волнения; появился ряд революционных прокламаций («К молодому поколению», «К солдатам», «Молодая Россия», «Великорус» и др.), в которых народные массы призывались к беспощадной борьбе с самодержавием и дворянством. К концу семилетия после падения Севастополя (1859—1861 гг.) в стране создаётся обстановка революционного подъёма, который сменился жесточайшей правительственной реакцией. В 1862 году были арестованы Чернышевский и Писарев, приостановлено издание журналов «Современник» и «Русское слово», были подавлены крестьянские восстания, усилился цензурный гнёт.

А ещё в 1855 году Россия потерпела поражение в Крымской войне, участником которой был и молодой Толстой. Через 7 лет, в 1862 году, были отпразднованы два юбилея: тысячелетие России и 50-летие Отечественной войны.

Первый юбилей – тысячелетие России – был широко отпразднован с одной-единственной целью – поддержать престиж императорской власти в очень непростой момент, создать привлекательный образ правителя и положительный имидж самодержавия в целом. В ходе торжеств настойчиво проводилась параллель между реформаторской деятельностью Александра II и началом русской государственности, а также между самим императором и Рюриком. Фигура русского царя выводилась в образе реформатора, который определяет развитие державы и направляет его во благо подданных. Юбилей 1862 года стал не просто праздником Древней Руси, воспоминанием об истоках славного пути российской государственности, но, прежде всего, мощным пропагандистским актом во славу Великой России, ведомой могучим и просвещенным самодержцем к новым блистательным достижениям.

Второй юбилей - 50-летие Отечественной войны – отмечался несравнимо скромнее. После окончания Крымской войны интерес к войне 1812 года существенно возрос, будучи обусловлен стремлением компенсировать горечь поражения совсем иными, положительными воспоминаниями. Потребность в этом испытывало как общество, так и правительство. Со стороны правительства именно стремлением протянуть нить к славному прошлому объясняются и назначение на годовщину Бородинской битвы коронации Александра II в 1856 году, и приуроченное к этой же дате открытие памятника тысячелетию России в Новгороде в 1862 году. В коллективном сознании память об итогах Крымской войны останется жить долгие годы; как раз к 1862 году национальные чувства вспыхнули с новой силой в связи с 50-летним юбилеем победы над Наполеоном.

Кроме того, слишком очевидными были параллели между реалиями российской действительности первой четверти и последней трети XIX века. И Отечественная, и Крымская войны обострили целый ряд военных, социальных и политических проблем в стране, поставили новые общественные вопросы, в частности, касающиеся взаимоотношений народа и власти. В 1860-е годы возникают попытки получить на них принципиально новые ответы. Причины победы над Наполеоном, роль народа в войне, идея объединения всех сословий вокруг трона для борьбы с внешним врагом, соотношение чисто военного и патриотически-героического факторов как слагаемых успеха – уже сам факт обсуждения подобных тем был ранее немыслим и крайне болезненно воспринимался официальными инстанциями. Весьма актуальный в эпоху падения крепостного права вопрос о роли народа в исторических событиях вовсе не мог воодушевить правящие круги, и правительство эту бородинскую годовщину, по сути, игнорировало.

В свою очередь, либеральные и радикальные круги использовали юбилей в своих целях. Выдвижение на первый план роли народа в великой победе, так же как и версия о том, что события 1812 года следует рассматривать как исключительно военную победу силами армии, а не отдельных личностей, в том числе императора и его генералов, противоречили взгляду верховной власти на прежние времена.

Оппозиционная правительству печать была полна материалами о 50-летии Отечественной войны и Бородинской битвы; юбилей тысячелетия Руси в Великом Новгороде старательно игнорировался. Точно так же и правительственные круги фактически замалчивали юбилей 1812-го года, а официальные лица не посещали соответствующие мероприятия. В целом 50-летие Отечественной войны 1812 года принесло правительству столько неприятных осложнений, что на протяжении последующих тридцати с лишним лет власть не допускала и мысли о каких-либо юбилейных торжествах.

Хотя Толстой и называл свой роман «Война и мир», посвящённый войне 1812 года, «книгой о прошедшем», но в этой книге, начатой вскоре после окончания Крымской войны, отозвались многие важнейшие проблемы современности – 60-х годов XIX века. Толстой сопоставлял события 50-летней давности с современной ему эпохой, эпохой поражения в Крымской войне, и сравнение оказывалось не в пользу современности. «…тогда, - пишет Толстой, - мы отшлёпали Наполеона, теперь нас отшлёпал Наполеон III», - и это при том, что первый был неизмеримо более крупной исторической «величиной», чем второй. Что-то очень важное было утрачено с той поры, и писатель стремится разобраться, что именно. Об этом весь роман…

Роман о событиях 50-летней давности, который создавал Толстой, должен был на материале истории дать ответ на жгучие вопросы современности: о закономерностях развития истории, о роли народа и личности в истории, о патриотизме, связанном с поражением в Крымской войне, об освобождении женщины, ее образовании, о женской эмансипации. По мнению К.Н.Ломунова, «роман Толстого был не просто связан с эпохой 60-х годов, но и мог возникнуть лишь в атмосфере кипения страстей вокруг главного вопроса эпохи – о роли народа в истории, о его судьбах»1. Но связь истории и современности раскрываются в «Войне и мире» сложно. Они не лежат на поверхности. Как верно заметил М.Б.Храпченко, их надо искать в «перекличках» двух эпох русской жизни: Отечественной войны 1812 года и первых пореформенных лет, когда, как и в пору войны с Наполеоном, определялись судьбы страны»2.

Известно, что Толстой делил всю свою жизнь на семилетия. Работа над романом «Война и мир» приходится на шестое семилетие его жизни.

В 1861 году писателю 33 года. За плечами участие в Крымской войне, оборона Севастополя, три поездки за границу (посещает Францию, Швейцарию, Италию и Германию), организация школы для крестьянских детей в своём имении Ясная поляна, где сам увлечённо ведёт уроки, сам создаёт учебники, издаёт педагогический журнал.

А ещё - большая общественная работа: в 1861 году его избирают на должность мирового посредника, в обязанности которого входит разрешение спорных вопросов между помещиками и крестьянами. Выполняя эти обязанности, Толстой горячо отстаивал интересы крестьян, вызывая недовольство помещиков. Толстому грозят расправой, жалуются на него властям, требуют устранения от посреднических дел. Толстой упорствует, горячо и умело отстаивает правду, не жалея сил и не щадя самолюбия своих противников. Тогда его недруги строчат тайный донос на яснополянских студентов-учителей, привлеченных писателем к работе в школе. В доносе говорится о революционных настроениях молодых людей и даже высказывается мысль о существовании в Ясной Поляне подпольной типографии. Воспользовавшись временным отсутствием Толстого, полиция совершает "набег" на его семейное гнездо. В поисках типографского станка и шрифта она переворачивает вверх дном весь яснополянский дом и его окрестности. Оскорблённый этим Толстой думал даже совсем уехать из России, где, как ему казалось, «нельзя знать минутой вперёд, что меня, и сестру, и жену, и мать не скуют и не высекут». Возмущенный Толстой обращается с письмом к Александру II. Обыск нанес глубокое оскорбление его личной чести и разом перечеркнул многолетние труды по организации народных школ. Александр II не удостоил графа личным ответом, но через тульского губернатора просил передать ему, что "Его Величеству благоугодно, чтобы помянутая мера не имела собственно для графа Толстого никаких последствий". Однако "помянутая мера" поставила под сомнение дорогие для Толстого убеждения о единении дворянства с народом в ходе практического осуществления реформ 1861 года. Он мечтал о национальном мире, о гармонии народных интересов с интересами господ. Казалось, идеал этот так близок, так понятен, а пути его достижения так очевидны и просты для исполнения... И вдруг вместо ожидаемого мира и согласия в жизнь Толстого вторгается грубый и жестокий разлад.

А ещё к началу 60-х годов Толстой - известный писатель: уже изданы автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы», повести «Казаки» и «Люцерн».

В 1862 году Толстой женится на Софье Андреевне Берс, дочери видного московского врача. Его избранница станет не только верной женой, но и настоящей помощницей. Она бесконечное число раз разбирала и переписывала трудные для чтения рукописи писателя, счастливая тем, что первая читает его произведения. Счастливая семейная жизнь на время успокаивает душевные волнения и тревоги Толстого. «Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливым», — признавался Толстой своим друзьям.

«Пишу из деревни, пишу и слышу наверху голос жены, которая говорит с братом и которую я люблю больше всего на свете. Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливы (Л.Н. Толстой – двоюродной тётке А. А. Толстой, 28 сентября 1862 г.).

«Счастье семейное поглощает меня всего... Люблю я её, когда ночью или утром я проснусь и вижу – она смотрит на меня и любит. И никто – главное, я – не мешаю ей любить, как она знает, по-своему… Люблю я, когда она сидит близко ко мне, и мы знаем, что любим друг друга, как можем… Люблю я, когда она меня не видит и не знает, и я её люблю по-своему…» (Л.Н. Толстой. Из дневника, 5 января 1863 г.).

«Я муж и отец, довольный вполне своим положением и привыкнувший к нему так, что для того, чтобы почувствовать своё счастие, мне надо подумать о том, что бы было без него… Это состояние даёт мне ужасно много умственного простора. Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени..» (Л.Н. Толстой – двоюродной тётке А.А. Толстой, октябрь 1863 г.)

С новой силой пробуждается у Толстого дар художественного творчества, и возникает замысел романа «Война и мир». Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя». Доктор Д. П. Маковицкий, близко знавший Толстого, отмечал: «Лев Николаевич каждый день, каждый час трудился, превозмогая себя, чтобы делать то, что нужно. Был беспощаден к себе. Лени не знал... Он, как китайцы, праздников не признавал».

hello_html_m7857d45d.jpg

Фотографии той поры, когда Толстой пишет самое крупное из своих произведений, запечатлели человека со светлым, счастливым выражением лица. На портретах человек с вдохновенным, сосредоточенным взглядом, увлеченный любимым делом. И действительно, это было лучшее время в долгой и трудной жизни Толстого, пора расцвета его физических и творческих сил.

В архиве писателя сохранилось более 5200 листов рукописей «Войны и мира» - бесценный подарок для исследователей! Изучая рукописный фонд романа, они смогли проследить историю его создания от первоначального замысла до окончательного текста. О ней рассказывает и сам писатель в статье «Несколько слов по поводу книги "Война и мир"» (1868), а также в незаконченных предисловиях к роману, большой материал содержится в дневниках и письмах Толстого.

Ещё в 1852 году после чтения «Отечественной войны в 1812 году» историка А.И.Михайловского-Данилевского Толстой запишет в дневнике: «Составить истинную, правдивую историю Европы нынешнего века – это цель на всю жизнь». К этой идее он вернулся через десятилетие, но уже не как историк, а как писатель.

В феврале 1863 года С.А.Толстая, молодая жена писателя, сообщает сестре Татьяне: «Лёва начал новый роман». В конце этого же года Толстой признаётся знакомому И.П.Борисову: «Я всё пишу длинный роман, который кончу, ежели долго проживу».

Но начиналось всё раньше. 14 марта 1861 года Толстой в письме А.И.Герцену пишет: «Я затеял месяц назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист….» Речь идёт о задуманном романе «Декабристы», от которого до нас дошло только три главы. Персонажами романа были некий старик Пётр Лобазов и его жена Наталья, возвратившиеся вместе с детьми в Москву после 30-летней ссылки в Сибирь. Это, несомненно, будущие Пьер и Наташа из «Войны и мира», только Пьер и Наташа, прожившие уже долгую жизнь, прошедшие через декабризм и изгнание. Действие романа начиналось в 1856 году. После написанного фрагмента Толстой сделал перерыв и вернулся к задуманному роману только через два года, в 1863 году, отдав ему почти семь лет своей жизни. За годы этой титанической работы многократно менялось всё: тема, время действия, состав и характеристика персонажей, заглавие.

В основных чертах история романа «Война и мир» такова. Возвратившись к своему роману о декабристе, Толстой, переносит действие в 1825 год – год восстания декабристов. Не осуществив и этого замысла, Толстой решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом писатель не остановился, а, по его словам, «так как война 12-го была в связи с 1805-м годом, то и все сочинение начал с этого времени». Перенеся начало действия романа на полвека в глубь истории, Толстой решил «провести уже не одного, а многих... героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».

Сам Толстой рассказал о своём замысле в наброске Предисловия к роману: «В 1856 году я начал писать повесть с известным названием, героем которой должен был стать декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но в 1825 году герой мой был уже возмужалым человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года… Но и в третий раз я оставил начатое… личность моего героя отступила на задний план, а на передний план стали, с равным интересом для меня и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, похожему на застенчивость… Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с наполеоновской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1812, 1825 и 1856 года».

Свой грандиозный замысел – художественно запечатлеть полувековую историю России - Толстой назвал «Три поры».

Легко увидеть, что первая пора – это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости будущих декабристов, прошедших через бури Отечественной войны 1812 года. Вторая пора – это 20е годы с их кульминацией восстанием в Петербурге 14 декабря 1825 года. А третья пора это 50е годы, середина века, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки, время ожидания и подготовки больших перемен в жизни России.

В ходе работы над произведением писателю пришлось сузить рамки

своего первоначального замысла и сосредоточиться на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге «Войны и мира» начала второй поры. «Так, путём последовательной ретроспекции определились хронологические границы книги, - замечает Игорь Сухих. – Начинаясь в петербургские белые ночи 1805 года, роман заканчивается зимним декабрьским вечером 1820 года в предвидении новых катастроф, не добравшись ни до восстания декабристов, ни до возвращения Пьера и Наташи из Сибири. Пробежав назад по ступенькам лет (1856-1825-1812-1805), писатель так и не вернулся в современность, оставив героев на пороге неизвестного будущего. Открытость будущего стала для Толстого принципиальной установкой».

Суть изменений в ходе работы Толстого над романом точно обозначила Л.Опульская: постепенно под пером писателя произведение, всё более проникаясь «мыслию народной», становится «рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни».

Первый год работы над романом писатель потратил на поиски его начала. По признанию Толстого, он «бесчисленное количество раз начинал и бросал писать» свою «книгу», теряя и вновь обретая надежду высказать в ней все, что «хотелось и нужно высказать». Сохранилось пятнадцать вариантов начала романа. И объясняется это тем, как утверждает один из крупнейших знатоков творчества Л.Н.Толстого Б.Шкловский, что Толстой долго не мог решиться, с какого исторического периода начать роман: сначала он хотел начать с 1811 года, затем решил с 1805 года. Почему? Вот как на этот вопрос отвечает Ю.В.Лебедев: «Год русских неудач, год поражения наших войск в борьбе с наполеоновской Францией под Аустерлицем перекликался в сознании Толстого с «нашим срамом» и поражением в Крымской войне, со сдачей Севастополя в августе 1855 года. Погружаясь в прошлое, замысел «Войны и мира» приближался к современности. Обдумывая причины неудач крестьянской реформы, Толстой искал более верные дороги. Ведущие к единству дворян с народом. Писателя интересовал не только результат общенационального «мира» в Отечественной войне, но и сложный, драматический путь к нему от неудач 1805-го к торжеству и русской славе 1812 года. Историей Толстой высвечивал современность: обращаясь к прошлому, его художественная мысль прогнозировала будущее; в истории открывались ценности общенациональные и общечеловеческие, значение которых современно во все эпохи и во все времена»3.

«Творческая работа его на время прерывается: на охоте с борзыми он падает с лошади и вывихивает себе руку. Руку вправляют, но неудачно, и мучительное лечение, для которого пришлось даже ехать в Москву, продолжается целых три месяца. Наконец, он поправляется и снова с головой уходит в свой роман, изучает различные материалы, едет на Бородинское поле, роется в библиотеке Румянцевского музея, пишет и перечеркивает, перечеркивает, перечеркивает, и молодая жена переписывает набело его каракули, он снова вымарывает все, она снова переписывает, каким-то чудом, колдовством угадывая то, что эти иероглифы значат», - рассказывает в своём романе «Душа Толстого» Иван Наживин.

Обратившись к прошлому, изображая картины исторических событий и образы их действительных участников, писатель стремился быть как можно более точным. «...Когда я пишу историческое, - подчеркивал Толстой, - я люблю быть до малейших подробностей верным действительности». Толстой не преувеличивал, когда писал: «Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг…». Это были труды русских и французских учёных, воспоминания современников, участников Отечественной войны 1812 года, биографии исторических лиц, документы той эпохи, исторические романы предшественников. Много помогли Толстому семейные воспоминания и легенды об участии в войне 1812 года графов Толстых, князей Волконских и Горчаковых. Писатель беседовал с ветеранами, встречался с вернувшимися в 1856 году декабристами. По подсчётам исследователей, при написании романа Толстой использовал 74 книги русских и иностранных авторов. Книги эти и сегодня можно увидеть в Ясной Поляне. Многие их страницы хранят пометы Толстого, свидетельствующие о его критическом отношении к трудам русских историков-монархистов и французских авторов бонапартистов. И те и другие изображали войну 1812 года как своего рода «состязание» двух венценосцев России и Франции. При этом одни прославляли Наполеона Бонапарта, а другие Александра I, видя в них непобедимых полководцев. С первых же страниц "Войны и мира" Толстой вступил в полемику с казенной исторической наукой и дал в романе совершенно иное освещение событий великой эпохи, иную оценку исторических лиц. Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал для «Войны и мира» лишь подлинные исторические документы приказы, распоряжения, диспозиции и планы сражений, письма и т. д. Исключительно интересны подлинные письма Кутузова, включенные в главы «Войны и мира». Они служат блестящим подтверждением характеристики фельдмаршала, которая дана ему автором романа. Вводя в свое повествование подлинные документы, позаимствованные в трудах историков или найденные в архивах. Толстой, как правило, не меняет в их тексте ни одного слова. Но все они служат одной цели - глубокому раскрытию смысла исторических событий, справедливой оценке деятельности исторических лиц, ставших действующими лицами «Войны и мира»4.

Перед тем как написать картину Бородинской битвы, Толстой выезжал в Бородино и составил план расположения русских и французских войск во время сражения. Пробыв в Бородине два дня и дважды объехав поле боя, Толстой писал жене: «Я очень доволен, очень, своей поездкой... Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». В конце письма Толстой снова говорит о своей поездке: «В Бородине мне было приятно, и было сознание того, что я делаю дело...» Во время этой поездки Толстой старался отыскать живых участников знаменитого сражения. Между рукописями «Войны и мира» хранится лист с заметками, которые Толстой сделал, находясь на Бородинском поле.

Бодрый, жизнерадостный тон писем Толстого из Боролина свидетельствуют о большом душевном подъёме, которым он был тогда охвачен.

Душевный подъём не покидал Толстого в течение всех семи лет «непрестанного и исключительного» труда, которого потребовало от него создание «Войны и мира».

Работу над произведением, явившегося, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», можно условно разделить на три этапа:

1.Поиски начала (февраль 1863 – первая половина 1864 года).

2.Создание первой завершённой редакции (вторая половина 1864 – последние месяцы 1867 года).

3.Переработка ранней редакции – создание окончательного текста, работа над корректурой в процессе печати (1867-декабрь 1869 года).

По мере движения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна «пора» - 1812 года. Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались под заглавием «1805 год». В 1866 году возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 году - еще одно заглавие, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир»5.

«Идя собственным путём, Толстой встретился со своими современниками, - пишет И.Сухих. – Шестидесятые годы в русской литературе оказались эпохой великих «И»: «Войне и миру», как мы помним, предшествовали «Отцы и дети» и «Преступление и наказание». Все три заглавия являются обобщёнными по смыслу и контрастными по содержанию… Тургенев дал социальное преломление конфликта поколений <40-х и 60-х годов>. «Отцы и дети» стали культурно-героическим романом о современности. Темой «Преступления и наказания» стал моральный конфликт, битва добра и зла, Дьявола и Бога в человеческой душе. Достоевский сделал современность полем философского эксперимента: так возник жанр идеологического романа. Толстовское заглавие оказывается посредине между этими полюсами. «Война и мир» - два основных состояния общества, связанные с конкретной эпохой русской жизни, но в толстовском осмыслении приобретающие универсальный смысл. Доминирующим в толстовском романе становится конфликт человека и истории в их переплетении и контексте. «Война и мир» превращается в роман-эпопею.

Причём и само слово «мир» в заглавии может быть истолковано по-разному. Ближайшее его значение: мир как отсутствие войны. Более общее: весь свет, все люди, вселенная («Мир Божий»). В русском языке XIX века эти слова были разделены даже графически: слово в первом значении писалось через «и восьмеричное», слово во втором значении – через «i десятиричное». В заглавии Толстой использовал первое написание, но мог иметь в виду и второе. Так что смысл толстовского заглавия можно понять не только как столкновение одноплановых понятий (война против мира), но и как контраст понятий родового и видового (война как нарушение законов мира человеческого и Божьего). Претензия Толстого на постижение законов развития человечества, его «философия истории» предсказана уже заголовком»6.

Вообще-то проблема смысла заглавия романа Толстого волновала многих критиков. Речь шла о том, что надо понимать под словами «война» и «мир». Роман вами прочитан, поэтому я предлагаю вам следующие задания:

1.Прочитайте трактовки смысла названия произведения Толстого некоторых критиков (у вас – на партах) и составьте таблицу «Смысл слов «мир» и «война» в заглавии романа Толстого:2.После проделанной работы попробуйте сделать вывод: «Как бы вы сформулировали ответ на вопрос «В чём смысл заголовка произведения Толстого?»Кстати, на такой же вопрос вы будете отвечать, когда закончите изучение романа.

3.Один из исследователей говорит о том, что в слове «мир» есть множество смыслов и в романе обыграны по крайней мере три его значения: «в миру» - т.е. в повседневной, обычной, мирной жизни; «в мире» - во всём мире, т.е. в целом свете; «миром» - общностью, всем народом. Проиллюстрируйте мысль исследователя, обратившись к тексту романа.

Трактовки смысла заголовка романа Толстого

1. Э.Е.Зайденшнур: «Одно из понятий слова «мiр» - это все люди, весь свет, весь народ. Можно допустить, что, давая название произведению, главным героем которого является народ, Толстой имел в виду не «мир» - как противопоставление войне, а вкладывал в него понятие общей жизни всех людей, всего народа… Название «Война и мiр», то есть «Война и народ», больше соответствует основной идее романа, так как задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь».

2.Л.Д.Опульская: «…понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь с князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведёт прямо-таки военные действия… Князь Василий не сдаётся и продолжает войну - уже за самого Пьера, вместе со всем его наследством…

Точно так же, как и «война», понятие «мир» раскрывается в эпопее в самых разнообразных значениях. Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир – это «омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир – это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное отечество. Мир – это ближайшее окружение, которое человек всегда носит с собой, где бы ни находился, на войне или в мирной жизни, - вроде особенного «мира» Тушина, поэтического любовного мира Наташи или грустно-сосредоточенного духовного мира княжны Марьи. Но мир – это и весь свет, Вселенная; о нём говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Николай Ростов при встрече с австрийцем. Мир – это жизнь.

Такие простые слова – война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги».

3.Т.П.Буслакова: «Основной вопрос сформулирован в названии романа. На взгляд Толстого, в мировой истории существует две главных тенденции – к соединению и обособлению людей. Единство понимается не только как социальное равенство, но и как дружба, а также соединение любящих сердец в браке, семье…, как понимание между людьми разной национальной, социальной принадлежности… Наконец, соединяет людей одушевлённость общей идеей…

Разъединение людей происходит, по мнению автора, прежде всего из-за возвышения личности… и нравственных пороков».

4. А.Г.Кутузов«Понятие «война» у Толстого особое: оно обозначает не только столкновение враждующих армий, но и вообще вражду. Война существует не только на войне, но и в мирной жизни.

Значит, слово «война» обозначает в названии не только собственно военные, боевые действия армий, но, что может быть гораздо важнее, вообще вражду, эгоизм, всё то, что разъединяет людей, убивает мир в их душах…

Война и мир – это, по существу, два полярных взгляда на жизнь: если жизнь – это эгоистическое потребление, забота только о себе, вражда, хаос, произвол, ненависть, страсть – это война. А если жизнь – стремление к единству, согласию с собой и людьми, дружба, любовь – это мир».

hello_html_37131a7b.gif

- А теперь продолжаем лекцию.

Но роман, его первая часть, был напечатан в первом и втором номерах журнала «Русский вестник» за 1865 год под заглавием «1805 год». В 1866 году в этом же журнале была напечатана вторая часть под тем же названием, но с подзаголовком «Война». На этом печать романа в журнале прекратилась. Толстой принял важное решение: «Романа моего написана только третья часть, которую я не буду печатать до тех пор, пока не допишу ещё шесть частей и тогда… издам всё отдельным сочинением».

С 1867 года стало выходить отдельное издание романа в шести частях с заглавием «Войны и мира» (последняя часть вышла в свет в 1869 году). Почти одновременно печатается второе издание в 1868-1869 годах. В 1873 году в третьем издании «Войны и мира» текст был разделён на 4 тома, а историко-философские главы вынесены в отдельное приложение, названное «Статьи о кампании 1812 года»; было удалено большинство французских текстов из речей персонажей. В издании 1886 года эти главы были вновь внесены в основной текст книги, а французская речь восстановлена. (Издание осуществлялось, однако, практически без участия автора,; текст готовила С. А. Толстая, ее консультировал критик Н. Н. Страхов.) Большинство текстологов — исследователей творчества Толстого признают каноническим текст изданий 1868—1869 и 1886 гг., но с учетом стилистической правки в издании 1873 г. Именно так напечатан роман в Полном собрании сочинений в 90 томах. (т. 9—12, два тиража: 1930—1933; 1937—1940) и в Собрании сочинений в 20 т. (т. 4—7, 1961—1963).

Роман сразу же привлек внимание читающей публики и раскупался нарасхват. В газетах появились сообщения о блистательном успехе романа, о том, что его «прочла вся Россия». Среди первых читателей, высоко оценивших роман, были историк М. П. Погодин, писатель Н. С. Лесков.

Но всё было не так однозначно. Наверное, немногие произведения русской литературы вызвали столько вопросов, недоумений, несогласий и издёвок, как «Война и мир». Интересно, что большинство современников Толстого критически отнеслись к роману. Прежде всего вызывали недоумение и оспаривались почти всеми философские и исторические взгляды Толстого. Известный критик Н.Н.Страхов выразил общий взгляд русской критики на роман Толстого: «Война и мир» - самое непонятное из произведений русской литературы». Именно непохожесть на современные романы, нестандартность вызывали шквал критики. «Рецензии на «Войну и мир» похожи сейчас на хулиганство. Никто (кроме Страхова) ничего не понял», — писала о восприятии романа в критике Л. Я. Гинзбург7. Исследовательница почти не преувеличивала. Книга имела громадный успех, но рецензенты не могли, а, как правило, и не желали (по причинам идеологическим) его объяснить. Вот только несколько из этих выпадов, подписанных тогда известными, а теперь совершенно забытыми именами:

«Пусть другие радуются, коли есть охота, но в сущности радоваться тут решительно нечему» (Д.Д.Минаев).

«В том виде, как роман написан, он представляет ряд возмутительных, грязных сцен, которых смысл и значение явно не понимаются автором. Он в таком умилении от своих героев, что ему кажется каждый их поступок, каждое их слово интересным: на этих страницах видишь уже не героев, а умиление самого автора, восхищающегося людьми, которых вид заставляет содрогаться от ужаса и негодования... С начала до конца у гр. Толстого восхваляются буйства, грубость и глупость».

«Война и мир», в сущности, - славянофильский роман, в котором напутаны правда с ложью, наука с невежеством, благо со злом, прогресс с отсталостью. Это какая-то смесь немногого хорошего со многим дурным…» (Н.В.Шелгунов).

- «Читая военные сцены романа, постоянно кажется, что ограниченный, но речистый унтер-офицер рассказывает о своих впечатлениях в глухой и наивной деревне» (С.Навалихин).

«…в романе собраны только все скандальные анекдоты военного времени той эпохи» (А.С.Норов).

И даже знаменитый М. Е. Салтыков-Щедрин заявил, что эта книга напоминает ему болтовню бабушек и нянюшек...

Таким образом, современники восприняли книгу по-разному: от бурных восторгов до полнейшего неприятия. Многие мнения были необъективны, личностны. Тут нужен был «равный художник», который бы высказал настоящую оценку «Войны и мира» голосом «власть имущего». Именно это и сделал Иван Сергеевич Тургенев - старший современник Толстого и отчасти его учитель в литературе. Толстой был несговорчивым учеником. Отношения его с Тургеневым были сложными и в жизни, и в литературе. Это была странная вражда и странная дружба двух великих современников, которая привлекала внимание и озадачивала биографов. «Ни один писатель, ни один критик не уделял «Войне и миру» столько внимания,- отмечает Н. Н. Гусев, - как друг-недруг Толстого – Тургенев, который читал «Войну и мир» как исторический роман и судил об этом произведении так, как привык судить о произведениях этого жанра». «Где тут черты эпохи - где краски исторические? - недоумевал Тургенев. - Фигура Денисова бойко начерчена, но она была бы хороша как узор на фоне - а фона-то и нет». Удивляли Тургенева и рассуждения, «философские главы», неожиданно прерывавшие повествование: «Роман Толстого плох не потому, что он тоже заразился «рассудительством»: этой беды ему бояться нечего; он плох потому, что автор ничего не изучил, ничего не знает и под именами Кутузова и Багратиона выводит нам каких-то рабски списанных современных генеральчиков». Первое и весьма существенное замечание Тургенева состоит в том, что «Война и мир» недостаточно исторична для исторического романа. «Все эти маленькие штучки, хитро подмеченные и вычурно высказанные, мелкие психологические замечания. Как все это мизерно на широком полотне исторического романа». Что касается эстетических вопросов, то они вызывали у Тургенева еще большее беспокойство. «И как это все холодно, сухо, как чувствуется недостаток воображения и наивности в авторе,- как утомительно работает перед читателем одна память» память мелкого, случайного, ненужного». Тургенев предпочитал «Казаков» новому историческому роману Толстого, который казался ему «несчастным продуктом».

Но в то же время Тургенев нетерпеливо ждет продолжения романа и внимательно читает новые главы. «Но со всем тем - в этом романе столько красот первоклассных, - признавался он, - такая жизненность, и правда, и свежесть - что нельзя не сознаться, что с появления «Войны и мира» Толстой стал на первое место между всеми нашими современными писателями. С нетерпением ожидаю четвертого тома». Тургенев не только прояснял, он совершенно по-новому ставил исторические и эстетические вопросы. «Есть в этом романе вещи, которых, кроме Толстого, никому в целой Европе не написать и которые возбудили во мне озноб и жар восторга». Тургенев стал читать «Войну и мир» не только как историческую хронику определенной эпохи или современный роман, а как вечную книгу русской жизни. «Есть целые десятки страниц сплошь удивительных, первоклассных, - признается Тургенев, - все бытовое, описательное (охота, катанье ночью и т. д.)…» «Толстой настоящий гигант между остальной литературной братьей, - признавался Тургенев, - и производит на меня впечатление слона в зверинце: нескладно, даже нелепо - но огромно и как умно! Дай Бог ему написать еще двадцать томов!» Именно И. С. Тургенев назвал «Войну и мир» «одной из замечательнейших книг нашего времени». В своих «Литературных воспоминаниях» Тургенев заявил, что Толстой по силе своего творческого дарования стоит во главе всего, что появилось в европейской литературе с 1840 года. Иными словами, он сопоставлял его имя с именами таких известных западных писателей, как Бальзак, Флобер, Стендаль.

Тургенев послал Флоберу первый «несколько слабоватый, но сделанный «с усердием и любовью» перевод «Войны и мира». Флобер был потрясен этой книгой. «Спасибо, что вы дали мне возможность прочитать роман Толстого, - написал он Тургеневу. - Это первоклассное произведение... Какой художник и какой психолог! Два первые тома великолепны… Подчас он напоминает мне Шекспира».

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб