Русский язык. Литература

«Преступить»…

Размещено 20.02.21 в рубрике 10 класс

https://obrazovaka.ru/test/prestuplenie-i-nakazanie-10-klass-s-otvetami-na-znanie-romana.html

https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test168.xml

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит... Это Петербург Пушкина. Петербург Достоевского не таков. Для Достоевского Петербург всегда оставался «самым угрюмым городом, который может быть на свете». Писатель ри­сует петербургские углы, грязные подворотни, уродливые дворы-колодцы, вонючие трактиры, тесные каморки, темные и узкие лестницы. Войдем вместе с художником в жи­лища его героев.

Задание: Каждая команда получает карточку с элементами интерьера. Задача игроков - определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы, а также найти « лишний» эле­мент, не вписывающийся в интерьер этого жилища.

Конкурс оценивается по 3-балльной системе.

Группа № 1: простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула; небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке.

Группа №2: три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом - лампада; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

Группа № 3:диван с огромною выгнутою деревянною крышкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.

2 конкурс: « Портретная галерея»

В « Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. - Назовите героев романа (« по цепочке» каждая команда , 1 балл за имя героя)

Задание: ведущий зачитывает портрет героя, учащиеся угадывают имя. Дается по 2 портрета каждой команде (« по цепочке») - 1балл за угаданное имя героя.

Группа № 1:« .. .Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, со скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на го­лове старая, прежнего фасона шляпка...»

( Соня Мармеладова)

Группа № 2:«...С прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.. .Был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Группа № 3:«.. .На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела».

Группа № 1:

« Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка».

Группа № 2:«...высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказыва­лось во всяком жесте ее... Волосы у нее были темно-русые... глаза почти черные, сверка­ющие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед...»

Группа № 3:

« Это был человек уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с про седью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленова­тым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые красноватые глазки».

3 конкурс: « Достоевский - психолог»

В одной из записных книжек Достоевский, подводя итоги творческого пути, так определял свои художественные задачи: « При полном реализме найти в человеке человека... Меня зовут психологом: не правда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Задание: команды получают листы с текстом отрывков из романа. В них пропущены слова, наиболее выразительно передающие психологическое состояние героев. В течение 3 минут восполнить пропуски.

Группа № 1:

« Соня быстро на него посмотрела. После первого, страстного и_________

сочувствия к несчастному опять страшная идея убийства поразила её... Она с

__________ глядела на него...

- Да что это! Да где это я стою! - проговорила она в глубоком____________,

как будто еще не придя в себя, - да как вы, вы, такой... могли на это решиться?.. Да что это!

- Ну, да, чтоб ограбить, Перестань, Соня! - как-то устало и даже с__________

ответил он. Соня стояла как бы___________...»

Группа № 2:

« Она не выдержала и вдруг_________заплакала. В мрачной тос­ке смотрел она нее. Прошло пять минут.

- А ведь ты права, Соня, -__________проговорил он наконец. Он вдруг переменил­ся; выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг _______. Он склонил голову и закрыл руками лицо. И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой__________к Соне прошло по его сердцу. Но он встре­тил на себе беспокойный и до муки__________взгляд её; тут была любовь...»

Группа № 3:

« Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это все более и более увеличивалось... И, наконец, уже на улице, он воскликнул: «О Боже! Как это все отвратительно! -Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..

Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего____________.

Чувство бесконечного_________, начинавшее давить и_______его сердце еще в то время, как только шел к старухе, достигло теперь такого размера, что он не знал, куда деться от________своей. Он шел по тротуару, как______,

не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице».

4 конкурс: «Внимательный читатель»

Задание: устный цифровой диктант, который поможет проверить, насколько внимате­льно прочитан роман. Если утверждение верно, поднять табличку с цифрой 1, если нет -2. Команды отвечают одновременно, жюри оценивает правильность ответов. 1балл за ответ.

1. События романа « Преступление и наказание» разворачиваются в Москве. (2)

2. Раскольников впервые встречает Соню Мармеладову на улице и спасает её от общества сомнительного господина. (2)

З.В письме мать сообщает Родиону Раскольникову, что к Дуне посватался жених - Петр Петрович Лужин, надворный советник. (1)

4. Раскольников убивает вместе со старухой-процентщицей её сестру Лизавету. (1)

5. На взятые у старухи деньги Раскольников, как и планировал, начинает помогать окру­жающим. (2)

6. Порфирий Петрович познакомился с теорией Раскольникова, прочитав его статью в « Периодической речи». (1)

7. В конце произведения Свидригайлов уезжает в Америку. (2)

8. Катерина Ивановна умирает в больнице после тяжелой болезни. (2)

9. Раскольников раскаялся в своем преступлении, находясь на каторге. (2)

10. Книга, которую взял в руки Раскольников в эпилоге романа, было Евангелие. (1)

5 конкурс: «Преступление и наказание в цифрах»

1. На каком этаже располагалась квартира старухи-процентщицы?

2. Сколько ступенек насчитывала лестница, ведущая в каморку Раскольникова?

3. Сколько этажей было в доме, где жил Раскольников?

4. Незадолго до преступления Раскольников узнаёт, что вечером Алена Ивановна остается дома одна. В котором часу это должно случиться?

5.Сколько получил Раскольников от старухи-процентщицы за серебряные часы?

6.Сколько раз Раскольников встречается с Порфирием Петровичем? 7.Сколько заработала Соня в первый свой вечер «по желтому билету?

8.На какой срок каторжных работ был осужден Раскольников? 9.Сколько частей в романе?

6 конкурс: «Толковый словарь»

Группа № 1: индивидуализм, «тварь дрожащая», социальный роман

Группа № 2: гуманизм, «сильные мира сего», психологический роман

Группа № 3: сверхчеловек, «некуда больше пойти», философский роман

Группа № 1:1.Важнейшая христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Лужин переосмысливает эту заповедь: «Возлюби прежде всех...»

2.Шкаф, гроб, каюта - о чем идет речь?

3.Имя матери Раскольникова?

4. «Я хотел... сделаться, оттого и убил». Кем хотел сделаться Раскольников?

5.Основной цвет Петербурга Достоевского?

Группа № 2: 1 .Кто из героев был титулярным советником?

2.На какой площади Раскольников встал на колени и поцеловал землю?

3.Книга, которую в романе читают убийца и блудница?

4.Полное имя сестры Раскольникова?

5.Какого цвета был платок Сони?

Группа № 3:1 .Орудие преступления Раскольникова?

2.Куда завещала деньги старуха-процентщица?

3.Кто пристроил в приют осиротевших детей Мармеладовых?

4.Имя мужика во сне Раскольникова?

5. 3а что, по мнению Мармеладова, «даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было»?

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб