Русский язык. Литература

Базаров — портрет поколения?+»Гроза»?

Размещено 30.10.20 в рубрике 10 класс, Прочее

  1. ПОДРОБНЫЙ ПЛАН СТАТЬИ. Имя Базарова неоднократно мелькало в черновиках «Бесов» и упоминается в окончательном тексте. В комментариях Полного академического собрания сочинений Достоевского говорится:

«Отталкивание от проблематики романа «Отцы и дети» особенно заметно на ранней стадии работы писателя над «Бесами»». Действительно, Петр Верховенский кое-чем обязан персонажам тургеневского романа, но было бы ошибкой утверждать, что – самому Базарову. Скорее, он обязан Ситникову – поистине карикатурному персонажу, опошляющему, в тургеневской системе взглядов, базаровский нигилизм. В XII главе «Отцов и детей» есть следующая сцена: «…из проезжающих мимо дрожек выскочил человек небольшого роста, в славянофильской венгерке, и с криком: «Евгений Васильич!» — бросился к Базарову». Базаров, в свою очередь, отвечает ему хладнокровно, «продолжая шагать по тротуару». Ситников беседует с ним, «перепрыгивая через канаву». Это передает презрение Базарова к псевдонигилисту и заискивание Ситникова перед ним. Данная деталь была замечена Достоевским и перенесена в роман «Бесы»: «Вы заранее смеетесь, что увидите «наших»? — весело юлил Петр Степанович, то стараясь шагать рядом с своим спутником по узкому кирпичному тротуару, то сбегая даже на улицу, в самую грязь, потому что спутник совершенно не замечал, что идет один по самой середине тротуара, а стало быть, занимает его весь одною своею особой».

Обратимся к портрету Ситникова: «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». А вот портрет Верховенского: «Никто не скажет, что он дурен собой, но лицо его никому не нравится. Голова его удлинена к затылку и как бы сплюснута с боков, так что лицо его кажется вострым. Лоб его высок и узок, но черты лица мелки; глаз вострый, носик маленький и востренький, губы длинные и тонкие». «У Ситникова «словно вдавленные глаза», у Верховенского голова «как бы сплюснута»:ощущение физической деформации — намек на деформированность души».

Таким образом, мы видим определенную связь между Тургеневым и Достоевским в плане изображения нигилистов, однако утверждать, что образ Верховенского художественно зависим от образа Базарова было бы неправильно. Это подтверждается тем, что автор «Бесов», создавая образ нигилиста, совершенно иначе смотрел на сам нигилизм, и преследовал иные цели, нежели Тургенев.

Если говорить о характере взаимоотношений между Достоевским и Тургеневым, то их ко времени создания «Бесов» однозначно можно назвать враждебными. Мы знаем, что автор «Отцов и детей» по своим убеждениям был либералом-западником, в романе же «Бесы» именно либерализм и западничество осуждаются и высмеиваются в изображении Степана Верховенского и литератора Кармазинова, убийственной пародии на самого Тургенева. Тургенев и Достоевский не просто два романиста, расходившихся в плане политических пристрастий; это еще и два совершенно разных человека. Н.Ф. Бельчиков в этой связи пишет: «Один — разночинец, представитель мелкобуржуазной среды, другой — обеспеченный барин, помещик. Один — колючий, как еж, нервный, с иско- верканной жизненной судьбой и вечной заботой о заработке, отягченный торопливым трудом для журналов. Другой — Тургенев — крупный землевладелец, легко, спокойно и в свое удовольствие проводивший жизнь в центре европейской культуры». Хотя вражда между ними возникла не сразу, это два чрезвычайно далеких друг от друга представителя русской интеллигенции. Соответственно, и образы нигилистов в их романах имеют мало общего.

Что касается творческого диалога между Достоевским и Гончаровым, то безусловно можно отметить, что в своей полемике против нигилистов они весьма тесно сближались. В личной беседе писатели признавались друг другу в том, что не понимают и отрицают ломку современности со стороны нигилистической молодежи и готовы отстаивать традиционные ценности православия, самодержавия и привилегированного дворянства. Однако автор «Бесов» резко критиковал буржуазию, а Гончаров относился с сочувствием к росту русского капитализма.

Таким образом, можно заключить, что Тургенев, Гончаров и Достоевский имели собственные взгляды на нигилизм, обусловленные различием в их мировоззренческих и общественно-политических позициях. Из трех героев-нигилистов Петр Верховенский - единственный, кто получает от автора исключительно негативную оценку. Верховенский неестественно лишен хотя бы намека на положительные стороны характера. Базаров и Волохов, в отличие от него, изображены, прежде всего, как люди (хотя образ второго неточен и неполон) и в соответствии с этим наделены как положительными, так и отрицательными чертами. Многие исследователи отмечали пародийность и комичность образа Петруши, но это совмещено с дьявольской, бесчеловечной натурой. Ни Волохов, ни Базаров не наделены чертами «беса», по крайне мере, так явно и однозначно, как нигилист из романа Достоевского; в их образах и судьбах, в отличие от образа и судьбы Верховенского, нет мистики, нет тайн.

+Обычно образ семьи героя символизирует собой некую родную почву, из которой тот или иной персонаж вырос и которой был сформирован как личность. Все три нигилиста – Базаров, Волохов, Верховенский – от этой родной почвы отделены. Базаров совершенно не похож на родителей, не чувствует себя с ними гармонично, между ним и его родителями существует привязанность, но она существует лишь как факт, не делая их духовно близкими. О родителях и детстве Волохова мы не можем в полной мере судить потому, что в окончательной редакции романа такого рода сведения о нем отсутствуют. Но если судить по ранней редакции – Марк также «оторван» от семейного гнезда и был воспитан дворовыми людьми. Верховенский, как выше было сказано, находится в холодно- презрительных отношениях со своим отцом Степаном Трофимычем. Так или иначе, каждый из трех романистов, намеренно «отделил» своего героя от родительского дома, от почвы, что вполне может указывать на то, что это является причиной их сомнительных, а порой греховных намерений и взглядов. В этой связи следует отметить и то, что разрыв героя-нигилиста с семьей, символизирующей родную почву, традиции, в романе Достоевского показан резче. И Гончаров, хотя отчасти, в этом приближен к Достоевскому. У Тургенева в этом отношении другая позиция: писатель был убежден в необходимости обновления русской жизни, и Базаров «предает» родительскую любовь, но это неизбежно.

Базаров, Волохов и Верховенский обособлены не только от своих семей, но и от общества в целом. Каждый из героев вступает во взаимоотношения с другими персонажами, но ни в одном из романов эта связь не становится серьезной и глубокой, тесной и прочной.

https://studfile.net/preview/8117695/page:7/

"ГРОЗА"

ЛИЦА:

Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе 1.

Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его.Варвара, сестра Тихона.

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова.

Шапкин, мещанин.

Феклуша, странница.Глаша, девка в доме Кабановой.

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.

Городские жители обоего пола.

Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Между 3 и 4 действиями проходит 10 дней.

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб