Русский язык. Литература

СТИЛИ. Окончание глагола. Тезис

Размещено 26.10.20 в рубрике 6 класс

  1. Анализ работы - составление текста. ТЕЗИС - АРГУМЕНТ - ВЫВОД!

Разговорный стиль служит для неформального общения. Применяется больше в устной речи для общения между двумя и более людьми. Применяются вопросительные и восклицательные предложения, неполные предложения, паузы в речи, вводные слова и словосочетания, не имеющие смысла, повторение одних и тех же слов и букв.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ и используется в статье, очерке, репортаже и пр. Используется малое количество слов негативного характера, общественно-политическая терминология и лексика, речевые штампы, мотивирующие слова и фразы.

Официально-деловой стиль – средство письменного общения в сфере деловых отношений. Используются речевые штампы, устаревшие слова, профессиональная терминология.

Научный стиль используется в сфере науки и производства. Он применяется для написания статей, учебников, рефератов и других исследовательских или повествовательных работ, все высказывания ведутся от одного лица, имеется небольшой набор языковых средств для использования: определённая терминология.

Художественный стиль применяется в художественной литературе. Используются множества образных стилистических фигур и всевозможных синтаксических средств выразительности.

Прочитайте тексты. О чем говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?а) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность,
временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем
15—17 °С.

в) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

Упражнение.

Прочитайте тексты и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания. Затем сравните содержание высказываний. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните, Жене действительно нужны сведения об исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с незнакомым мальчиком?) Сравните высказывания по языку: найдите в одном из них непринужденные (разговорные) слова и обороты, а в другом —официальные (книжные).

а) Женя помолчала и опять спросила:
— Оля, а кто такой Тимур?
— Это один царь такой,— намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга,— злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар.)

б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)

1. Вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение каждого слова
1) знач..шься по списку 2) соловей засвищ..т 3) уход..шь 4) отправ..шься в путь

2. Какой(ие) глагол(ы) 2 спряжения?
1) они беспоко..тся 2) туристы увид..т море 3) ямщики гон..т лошадей 4) звери чу..т опасность

3. В окончании какого(их) глагола(ов) пропущена буква ю?
1) туманы стел..тся 2) они гре..т воду 3) ученики верт..тся 4) ветры ве..т

4. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.1) огни маяч..т, травы колыш..тся 2) гвозди держ..тся, они тащ..т невод 3) труд..шься, мельник мел..т зерно 4) он завяж..т узел, круж..тся колесо

5. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
1) се..шь, муч..шься 2) вид..шь, ре..т 3) они не вытерп..т, дети корм..т голубей 4) они помир..тся, всадники скач..т

ПРОЧИТАТЬ, ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ. СОСТАВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ О ТЕКСТЕ (проблема, мнение автора о проблеме с аргументом из текста, ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ о проблеме)

(1) Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь собрал множество книг. 

(2) В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (3)Полок семь или восемь. (4)Мама сказала: 

– Эти книги дедушка оставил тебе, именно тебе. (5)Специально... (6)Дедушка их очень любил. 

(7) Журка растерянно оглядел полки... 

(8) На них стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в Стране чудес». (9)Он видел облезлые кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек. (10)Некоторые книжки были совсем без корочек. 

 (11)Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (12)Наугад. (13)Откинул тонкий самодельный переплёт... (14)Тихо вздохнул и сел на кровать. 

 (15)На грубой серой бумаге было отпечатано редкими старинными буквами: 

 ЖУРНАЛЪ  перваго путешествiя  Россiянъ  вокругъ 3емнаго шара 
 ...(16)Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (17)Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (18)Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (19)Один был совсем старинный – 1789 года – и назывался почему-то «Новый Робинзон». (20)Второй носил название «Робинзон-младший». (21)На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (22)Третий Робинзон оказался самым молодым – тридцатых годов нашего века. (23)Зато он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (24)Там ещё и вторая часть – дальнейшие путешествия Робинзона. (25)Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга... 

 (26) За открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (27)Влетели в комнату холодные брызги. (28)Упали на жёлтые страницы старой книги. 

 (29) Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь. 

 (30) Это брызгали волны, хлопали паруса и шумели ветры... (31)Вошла мама. 

 (32) Давай-ка закроем окно. (33)Кажется, будет гроза. 

 (34)Журка никогда не боялся грозы. (35)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (36)Он и сейчас ответил: 

 — Ну и что? (37)Я не боюсь. 

 (38) Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила: 

 — Нравится? (39)Интересно? 

 (40) Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза. 

 — (41)Ма... (42)Тут не только интересно. (43)Тут дело даже не в этом... 

 (44) Она ласково наклонилась над ним: 

 — А в чём, Журавушка? 

 (45) Но он не знал, как сказать. (46)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. (47)Вот эти самые страницы. (48)Эти самые буквы. (49)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. 

 (50) Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (51)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (52)У не открытых ещё островов. (53)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (54)И у Журки холодела спина. 

 — (55)Мама, я не знаю... – (56)Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». (57)Но отчего-то застеснялся. 

 (По В. П. Крапивину*) 

 * Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 году) – известный советский и российский детский писатель.

Комментарии

  1. Даниэль Аблеханов написал(а):

    1. Вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение каждого слова
    Ответ:1) значишься по списку(2 спряжение) 2) соловей засвищет(1 спряжение) 3) уходишь(2 спряжение) 4) отправишься в путь(2 спряжение)
    2. Какой(ие) глагол(ы) 2 спряжения?
    Ответ:беспокоятся,увидят,гонят.
    3. В окончании какого(их) глагола(ов) пропущена буква ю?
    Ответ:греют,веют.
    4. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
    Ответ:2.
    5. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
    Ответ:3.

  2. Ирина Дядченко 6"б" написал(а):

    1. 1) значишься по списку (2 спр) 2) соловей засвищет ( 1 спр) 3) уходишь (2 спр) 4) отправишься в путь (2 спр)
    2. 2) туристы увидят море ( 2 спр ) 3) ямщики гонит лошадей ( 2 спр )
    3. 1) туманы стелются ( 1 спр ) 2) они греют воду ( 1 спр ) 4) ветры веют ( 1 спр )
    4. 2) гвозди держатся, они тащат невод ( 2 спр )
    5. 3) они не вытерпят, дети кормят голубей ( 2 спр )

  3. надя написал(а):

    1. значишься 2спр
    2.засвищет 1спр
    3.уходишь 2спр
    4.отправишься 2спр

    2. 1,2,3,4.

    3.1,2,4

    4.2

    5.1,3

  4. Гуманов Александр написал(а):

    1)
    А)2 Б)1 В)2 Г)2
    2) 1, 2, 3, 4
    3) 1, 2, 4
    4) 2
    5) 3

  5. надя написал(а):

    1. значишься 2спр
    2.засвищет 1спр
    3.уходишь 2спр
    4.отправишься 2спр

    2. 1,2,3,4.

    3.1,2,4

    4.2

    5.3

  6. Виктор Миронов написал(а):

    1. Вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение каждого слова
    1) значишься (2спр.) по списку 2) соловей засвищет (1спр.) 3) уходишь (2спр.) 4) отправишься (2спр.) в путь

    2. Какой(ие) глагол(ы) 2 спряжения?
    4) звери чуют опасность

    3. В окончании какого(их) глагола(ов) пропущена буква ю?
    2) они греют воду 4) ветры веют

    4. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. 2) гвозди держатся, они тащат невод

    5. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
    3) они не вытерпят, дети кормят голубей

  7. Лебедев Михаил написал(а):

    1. Вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение каждого слова
    1) значишься(2 спр) по списку 2) соловей засвищет(1 спр) 3) уходишь(2 спр) 4) отправишься(2 спр) в путь

    2. Какой(ие) глагол(ы) 2 спряжения?
    1) 2) 3)

    3. В окончании какого(их) глагола(ов) пропущена буква ю?
    1) туманы стелются 2) они греют воду 4) ветры веют

    4. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
    2)

    5. Укажите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
    3) они не вытерпят, дети кормят голубей

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб