Русский язык. Литература

Запись 1.Сочинения. Поиграем в экспертов!

Размещено 21.05.20 в рубрике 11 класс, ЕГЭ

Давайте просто посмотрим со стороны на наши работы. Здесь собрала многие работы. Авторов нам знать не надо. Это хорошие сочинения, но, конечно, какие-то недочёты, ошибки, шероховатости есть везде. И их надо понять и увидеть.

Со стороны посмотрим на тексты. Что нас интересует? Речь, логика, ясность изложения+ критерии оценки сочинения на ЕГЭ. представьте, что вы эксперт. 1 и 2 сочинения - по тексту о Валеге

3 и 4 - по тексту В.Солоухина (он размещён в конце записи)

Нас интересует сочинение как отдельный текст. Сейчас не нужно понимать есть ли такая проблема или нет её. Нам нужно попытаться понять, хорошо ли сформулирована проблема, есть ли примеры-иллюстрации+комментарии к ним+ связь между ними. насколько это логично, красиво, стройно сформулировано? Позиция автора, Личная позиция +аргумент к ней.

№1.

Какими качествами должен обладать настоящий друг? Именно на этот вопрос отвечает известный русский писатель Виктор Платонович Некрасов.

Рассматривая проблему дружбы, автор изображает своего товарища и друга связного Валегу. Он пишет о нем, как о добром, заботливом человеке. Забота его проявляется даже в мелочах: когда Валега готовил ужин, он специально почистил картошку, так как его друг, писатель, любит чищенную, а приготовить нечищеную было быстрее и легче. Валега проявляет любовь и заботу к другу даже в мелочах, что иногда куда важнее красивых слов. Виктор Платонович Некрасов дополняет образ своего связного своими рассуждениями о его внутреннем мире. «Но за эту родину – за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае – он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны – кулаками, зубами… вот это и есть русский человек», - пишет писатель. Здесь образ Валеги дополняется нотками героизма. Он предстает перед нами, как человек решительный, сильный, любящий свою страну и своих друзей и готовый отдать за них все, что может.

Автор считает, что главное в человеке – самоотдача. Если он готов отдать свою жизнь за друзей и страну, если готов служить и заботится, доказывая свою преданность делом, то он настоящий друг и человек, на которого надо равняться.

Я согласен с автором.  Человек, показывающий свою любовь на деле, а не на словах, готовый пойти для вас и в огонь, и в воду, настоящий друг. Примеры преданности и дружбы мы встречаем во многих произведениях искусства, но мне вспомнилась «Иллиада» Гомера. В самом начале, когда ахейцы стояли на берегу и решали, атаковать ли Трою, царь Агамненон, повелитель народов, решил выступить с речью, в которой он сказал, что все устали от странствий, но возвращаться домой с пустыми руками он не желает. Однако ахейцы не послушали своего царя и побежали к кораблям, чтобы отправиться к родным берегам. Агамненон остался в меньшинстве и не мог возобновить в славных войнах боевой дух. Одиссей заметил отчаянье царя и стал мотивировать героев своей речью, тем самым вернув желание сражаться и захватить Трою. Одиссей поступил как самый настоящий друг, готовый поддержать товарища в любую минуту.

В итоге хотелось бы сказать, что настоящий друг куда ценнее сокровищ, так как только он сможет спасти тебя от опасности.  

№2.

Проблема изменения ценностей человека на войне, в том числе дружбы, остается актуальной и находит место в литературе уже на протяжении многих лет. Не исключением становится и представленный отрывок В.П.Некрасова, русского писателя, автора произведений о войне, в нем он ставит читателя перед следующим вопросом: какие качества ищет человек в друге на войне? 

Размышления автора находят отражение в словах главного героя о необходимых для дружбы в военное время качествах.  «А вот вытащил бы он меня, раненого, с поля боя? Меня раньше это и не интересовало.  А сейчас интересует». Лирический герой приходит к таким умозаключениям во время сравнения характеров своего довоенного друга – Вадима Кастрицкого – и своего ординарца – Валеги. Эти слова позволяют сделать вывод о том, что в военное время для людей приобретают значимость иные человеческие черты, ранее не столь весомые при выборе друзей: верность, смелость, надежность – и именно их люди начинают искать в товарищах и сослуживцах на войне. Те же качества ценит и сам Виктор Платонович Некрасов.

Вторым примером, дополняющим первый за счет раскрытия образа Валеги, как эталона надежного товарища в военное время по мнению автора, являются следующие слова о нем: «Но за эту родину – за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покривившуюся хибарку где-то на Алтае – он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны – кулаками, зубами…».  Тем самым можно предположить, что автор именно в Валеге концентрирует все те качества, которые сам считает неотъемлемыми для человека и друга, и что эти качества особенно ярко проявляются на войне.

Я абсолютно согласен с позицией автора – на войне, в ситуации, когда твоя жизнь подвергается многочисленным опасностям, особенную важность приобретает уверенность в том, что всегда рядом будет человек, верный тебе и готовый рискнуть ради тебя.

Убедительным примером тому служит роман Эриха Марии Ремарк «Три товарища». Как следует из названия, главными героями произведения являются три друга, бывшие сослуживцы, которые сохраняют качества, позволившие им выжить на войне: верность друг другу и своим принципам, самоотверженность и готовность пожертвовать всем -  даже в изменившемся, опошленном, послевоенном мире. Из чего можно заключить, что все выше перечисленные черты, приобретающие актуальность и проявляющиеся в людях в военное время, остаются ценными и в мирное.

В заключение стоит отметить, что все черты, перечисленные автором и признаваемые им важными, без сомнений, являются необходимыми для настоящей, надежной дружбы не только в военное время.  

№3

В предложенном для анализа тексте В.А. Солоухин поднимает проблему родительского самопожертвования.

Рассуждая над проблемой, автор приводит два взаимодополняющих примера.

Так, например, самка выхухоли пытается спасти своих детенышей, утопающих в крошечной ямке с дождевой водой. Солоухин подчеркивает, что, несмотря на близкое присутствие человека, пугливая выхухоль не оставляет своих детенышей, а, рискуя своей жизнью, старается спасти их.

Далее автор примеряет ситуацию на себя и рассуждает о родительском героизме во время войны. Писатель говорит о том, что если случится такое страшное событие как война, то и он будет из последних сил стараться спасти своих детей. Это говорит о том, что любой родитель будет готов пожертвовать своей жизнью, если почувствует, что детенышам грозит опасность.

Авторская позиция такова: родительское самопожертвование- удивительное явление, присущее всем живым существам.

С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, и в реальной жизни можно встретить примеры родительского самопожертвования. Мне не раз удавалось видеть, как кошка самозабвенно защищает своих котят от целой своры собак. В отечественной истории тоже достаточно историй о том, как самозабвенно и героически родители жертвовали собой, чтобы сохранить жизнь своему ребенку.

Можно сделать вывод о том, что родительское самопожертвование удивительное, ни с чем не сравнимое, явление.

№4

Насколько сильна родительская любовь? Этот вопрос предлагает осмыслить читателю В.А. Солоухин.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает случай из своей жизни. Во время прогулки Солоухин стал свидетелем того, как выхухоль пыталась спасти своих детёнышей, попавших в яму из-за сильного паводка, и даже «держалась на воде

метрах в двух» от автора, что «невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька». Родительский инстинкт присущ всем живым существам, мать-выхухоль не волновало ничего, кроме спасения своих детей, ради которых она готова была пожертвовать собой. Далее Солоухин пытается представить, что подобное ужасное бедствие могло произойти с его семьёй, когда «пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование» и понял, что название такому бедствию – война. Автор поступил бы также, как и выхухоль во время паводка – жертвовал собой и ни за что бы ни оставил своих детей на произвол судьбы.

Позиция автора ясна. Солоухин считает, что родительская любовь невероятно сильна, так как ради своего ребёнка родитель готов пойти на всё, в том числе и на самопожертвование.

Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, родительская любовь всеобъемлюща. Так, сын героини поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Федот скормил чужую овцу голодной волчице, за что должен был получить страшное наказание – удары розгами, но мать, понимая, что её родительское сердце этого не вынесет, легла под розги сама.

Таким образом, любовь родителей к своим детям безусловна и самоотверженна.

ТЕКСТ к 3 и 4 сочинениям:

(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.

(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб