Русский язык. Литература

8б. Олимпиадные задания. С ответами. При разборе — присылайте ответы!

Размещено 18.05.20 в рубрике 8 класс

1 (6 баллов) Прочитайте отрывок из известной оды М. Ломоносова.

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Прокомментируйте выделенное слово с точки зрения современной языковой системы, сопоставив его с чаще употребляемым сегодня вариантом. Приведите свой пример, в котором наблюдается похожее явление.

2 (6 баллов) Как известно, антонимы – это слова с противоположным значением. Употребляясь в противопоставлении, антонимы обозначают противоположные ситуации. Например, ситуации X высокий, а Y низкий и Yвысокий, а X низкий будут противоположными по смыслу. Однако если поставить эти антонимы в сравнительную степень, то можно придуматьконтекст, в котором с одними и теми же участниками X и Y сохранится один итот же смысл.Придумайте для слов широкий – узкий, большой – маленький в форме сравнительной степени такой контекст, в котором участники будут одними и теми же, а смысл обоих контекстов одинаковый. Запишите схему с X и Y и приведите пример.

3. Дано предложение, в котором зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения. Мы ему на его ошибки несколько раз указывали, а он и в бороду не пыхтит:ничего не исправил, ничем не занимается. Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.

4. Какая особенность обнаруживается в образовании падежа множественного числа слова яблоко?

5. Прочитайте отрывок из текста. Бе же ядь его проскура едина. и та же чересъ день. водъı в меру пьяше.приносяшеть же ему великъıи Антонии. и подаваше ему оконцемъ. яко севместеше рука.

1 Переведите на современный русский язык выделенное в отрывке словосочетание.2 Приведите примеры, которые доказывают, что данная форма существительного и в современном русском языке иногда может иметь то же синтаксическое значение, что и в приведённом выше словосочетании.

А ТЕПЕРЬ ОТВЕТЫ. Посмотрите, пожалуйста. Что вызвало у вас затруднение? Что вам даже и в голову не пришло? Пишите!

  1. Это вариант слова Ньютон, существовавший во времена Ломоносова, – 1 балл.В основе таких различий в заимствованиях лежит сосуществование в языковойсистеме двух разных принципов освоения заимствованных слов – 1 балл:транскрипции – 0,5 балла (т. е. когда фонетический облик иноязычного словапередаётся средствами «принимающего» языка – 1 балл) и транслитерации –0,5 балла (т. е. установление межбуквенных соответствий и последующегопобуквенного воспроизведения – 1 балл).Ответ, написанный без такой терминологии, тоже принимается, если онверен по существу.За приведение аналогичного примера (например, Гудзон – Хадсон), – 2 балла.Всего 6 баллов.

2. Это контексты: X шире Y и Y уже X (или Волга шире Оки и Ока уже Волги)(схема – 1 балл, пример – 1 балл); X больше Y и Y меньше X (или Москва большеПскова и Псков меньше Москвы) (схема – 1 балл, пример – 1 балл).Возможны варианты с аналитической сравнительной степенью: X болееширокий, чем Y и Y более узкий, чем X. Дополнительно за данные варианты –2 балла (схема и пример).Всего 6 баллов.

3. Зашифрован фразеологизм в ус не дует (кто-либо) (1 балл) – кто-либо ни о чёмне беспокоится, ни о чём не заботится, проявляет к чему-либо полноебезразличие (1 балл).

4. Это слово в именительном падеже множественного числа (1 балл) имеет нехарактерное для этой формы у слов среднего рода (1 балл) окончание -и(яблоки) (1 балл), тогда как обычное окончание именительного падежамножественного числа у слов среднего рода – -а (облако – облака) (1 балл)(кроме слов с уменьшительными суффиксами типа ведёрко – ведёрки, яичко –яички) (1 балл).Всего 5 баллов.

5. 1 «Подавал ему через (сквозь) оконце».За верный перевод – 2 балла.2 В современном русском языке такое пространственное значение формытворительного падежа остаётся в некоторых случаях, например «кровь пошлагорлом», «прошли узким проливом». За объяснение (выделено жирнымшрифтом) и один или более примеров – 3 балла.Всего 5 баллов.

Добавить комментарий

Репетиторы Москвы и СПб