Русский язык. Литература

Д.з. на 16 мая. Через сайт

Размещено 25.04.19 в рубрике 10 класс

ПРОБЛЕМА,
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

1. Всего три слова

Николенька, старший брат будущего великого писателя Льва Толстого, придумал в детстве легенду о зелёной палочке: будто бы в Ясной Поляне, где-то в лесу, закопана палочка, на которой написан рецепт человеческого счастья, а когда люди найдут эту палочку, прекратятся войны и преступления, все полюбят друг друга и наступит вечный мир. Что же за таинственные слова были начертаны на этой палочке и как они помогут прекратить насилие и избавить человечество от страданий?

Когда Толстому было уже восемьдесят лет, он утверждал: «И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить всё зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь…». Он завещал похоронить себя на краю оврага, в том месте, где, по преданию, и закопана эта зеленая палочка. Из этого можно сделать вывод, что рецепт человеческого счастья сокрыт в творческом наследии Толстого: в его романах и публицистике, дневниках и письмах. Однако его произведения – это тысячи страниц, и, наверное, для рецепта там слишком много слов…

В последние дни жизни в предсмертном бреду он диктовал какие-то цифры, а потом спрашивал близких: «Что написано здесь? Только ищи это». Возможно, он имел в виду ту самую палочку. Сколько вообще слов могло поместиться на прутике, вырезанном из сосновой или берёзовой ветки? А может, он вспоминал в тот момент, как его младший сын Миша во время ссоры протянул братьям листок, на котором детской рукой было нацарапано: «Надо быть добрум». Они засмеялись, и ссора сошла на нет. Толстой пришёл в восхищение от наивных, простодушных слов ребенка и впоследствии их часто повторял.

Вот и разгадка, вот и весь немудрёный рецепт человеческого счастья: просто надо быть добрым.

2. Ловец душ
Пьеса Горького « На дне » в постановке Московского художественного театра имела в начале двадцатого века невероятный успех . Симпатии зрителей были на стороне Луки , которого блистательно сыграл Иван Москвин . Современники вспоминали : Горькому , когда он читал пьесу вслух , лучше всего удавалась именно роль Луки .

Откуда пришёл старец и куда уходит в разгар конфликта , который сам же и спровоцировал , обещая обитателям ночлежки светлое будущее если не на земле , то на небе ? В прошлом у Луки – тёмные истории , на которые он намекает в беседе с Васькой Пеплом . Частое упоминание Сибири наводит на мысль , что Лука или сектант , или бывший каторжник , а отсутствие у него паспорта — что , возможно , и беглый .

Странника приводит Наташа . Её сестра Василиса подговаривает Ваську убить хозяина ночлежки Костылева , Василисиного мужа . Но если её признают виновной в сговоре , то Наташа может стать владелицей ночлежки . Куда же Наташа исчезает из больницы и кому теперь ночлежка принадлежит ? И кто на самом деле убил Костылева ?

В пьесе есть одно важное место . Ваське снится вещий сон : он поймал огромного леща , но не может вытащить его на берег . К чему этот сон ? Не к тому ли , что появится новый « рыбак » — Лука , « ловец человеков » , человеческих душ ? Его обаяние так велико , что в него влюбляются почти все , в том числе Сатин , апостол новой религии — веры в Гордого Человека . Меньше всех верит Луке Васька , потому что он вор и видит лукавого старичка насквозь . Но и он попадается на удочку , когда Лука подводит его к мысли жениться на Наташе . Это ведёт к трагической развязке . Пьеса заканчивается на пессимистической ноте : сводит счёты с жизнью Актер . « Испортил песню … дурак ! » – говорит Сатин . Вот и весь итог этой запутанной истории — всего три слова .

3. (1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (б)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.
(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.
(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно.
(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.
(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.
(ЗО)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».
(По Б. Бим-Баду*)

4.
(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей» книги Марка Гейзера о Маршаке представление о знаменитом поэте у массового читателя должно измениться. (2)Да и не только у массового. (3)Даже такой маститый критик, как Бенедикт Сарнов, считал, что «самобытным художником, тем Маршаком, каким мы его знаем, он стал только в советское время».
(4)Но вот теперь Марк Гейзер подробно рассказывает о приходе поэта в литературу, и мы узнаём, что начинал Маршак со стихов, которые вызвали восторженные отзывы Стасова, сразу же взявшего юного поэта под опеку, а также Горького, Шаляпина и других выдающихся мастеров. (5)Ахматова, например, позднее признавалась Самуилу Яковлевичу, что без его «Книги Руфи», вышедшей ещё в 1909 году, не было бы её «Лотовой жены» и некоторых других стихов...
(6)В жизни Маршака случалось такое, что ему угрожала реальная опасность. (7)Вот хотя бы история с разгромом маршаковской редакции Детиздата, когда были арестованы многие её сотрудники и авторы. (8)Годы спустя в деле одного из репрессированных тогда детиздатовцев нашли ордер на арест самого Самуила Яковлевича. (9)Спасло его то, что он вовремя уехал из Ленинграда...

(10)Откуда же взялся детский классик Маршак, восхищавший таких больших и очень разных писателей, как М. Горький, В. Маяковский, М. Цветаева, К. Чуковский? (11)Всемирно известный переводчик, выигрывавший творческие «дуэли» у самых выдающихся мастеров? (12)3амечательный педагог, воспитатель юных, да и не юных поэтов?
(13)Главное, наверное, было в его любви — к людям, к литературе и прежде всего к детям. (14)А знаменитые маршаковские беседы с чем-то заинтересовавшими его людьми (чаще всего с литераторами) — восторженными откликами на них полны воспоминания о Самуиле Яковлевиче?..
(15)Одну из самых сильных страниц в творческой биографии Маршака приоткрыл Борис Полевой, в ту пору — главный редактор журнала «Юность». (16)Он уже слышал, что Маршак еле жив, что врачи борются даже не за дни, а за часы его жизни... (17)И вдруг звонок у него в редакции: «С вами хочет говорить Самуил Яковлевич». (18)Полевой не поверил. (19)Решил, что его разыгрывают.
«(20)И тут я слышу то, — вспоминает он, — что сразу убеждает меня, что я говорю с настоящим Маршаком, с поэтом, находящимся при смерти:

— (21)Голубчик мой, вы, наверное, слышали, я ослеп. (22)Ничего не вижу. (23)Но гранки мне прочли. (24)Поверьте, там есть серьёзные огрехи. (25)Нет-нет, не ваши, а мои огрехи... (26)Гранки перед вами? (27)Найдите страничку такую-то, (28)Нашли? (29)Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку. (30)Мне становится страшно.
—(31)Самуил Яковлевич, я к вам заеду. (32)Журнал потерпит.
—(33)Нет, нет, нет, это мы с вами можем потерпеть, а журнал терпеть не может. (34)У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал.(35)3аписывайте. — (36) Это звучит уже как приказ».
(37)Полевой решил, что худшее для Маршака уже позади. (38)Не может же человек на смертном одре держать корректуру!
(39)Но Маршак — мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых...
(По С. Сивоконю*)
*Сергей Иванович Сивоконь (род. в 1933 г.) — русский литературный критик и литературовед.

Комментарии

  1. Дмитрий написал(а):

    Основной проблемой, представленной в данном тексте КТО АВТОР?, ДАННОМ давайте уберем, является вопрос поиска и неопределенности счастья. В сегодняшние дни данная проблема становится все более актуально, причиной тому стремление людей найти счастье в материальных благах, но в тоже время невозможность удовлетворить ими представления о счастье.
    В представленном тексте очевидно изложено собственное представление автора о счастье, заключающееся в следующей «формуле»: «Вот и разгадка, вот и весь немудрёный рецепт человеческого счастья: просто надо быть добрым». В данных строках подмечено то, что для счастья, которое люди пытаются найти в отвлеченных, сторонних вещах, достаточно быть добрым. Но вместе с тем автор обращает внимание на то, что далеко не так просты эти слова в силу неопределенности «добра», что отражено в следующих словах: «Из этого можно сделать вывод, что рецепт человеческого счастья сокрыт в творческом наследии Толстого: в его романах и публицистике, дневниках и письмах». Безусловно, творчество Толстого куда объемнее приведенной «формулы», и на страницах его книг, писем и дневников изложен не просто лаконичный «рецепт» счастья, а последовательное определение «добра» и «зла». Из всего вышесказанного можно заключить, что автор определяет счастье, как конкретное и доступное всем состояние человека, но в тоже время, процесс достижения которого обладает определенными требованиями.

    ПОЧЕМУ АБЗАЦЫ РАЗЪЕХАЛИСЬ? ЭТО НЕ ВСЁ!

  2. Иван Хоруженко написал(а):

    Хоруженко Иван 10в

    Текст 1. «Всего три слова»
    Основополагающей проблемой представленного текста является проблема неопределенности человеческого счастья и простоты его поиска. Данная проблема очень актуальна в наши дни, потому что многие люди пытаются реализовать своё счастье через обретение большого количества материальных ценностей, заполучив которые, человеческое счастье так и не находят.
    Автор данного текста придерживается позиции Льва Николаевича Толстого. Русский писатель утверждал, что рецепт человеческого счастья довольно прост и содержится в трех словах: «Надо быть добрым». Этим высказыванием Лев Николаевич пытался подчеркнуть всю простоту секрета человеческого счастья, что людям стоит искать своё счастье в обыденных вещах, просто достаточно уважительно относится к окружающим, быть добрым. Однако и имеется другая сторона медали. Автор текста считает, что великое творческое наследие Льва Николаевича Толстого есть тот самый рецепт счастья. Совокупность всех его произведений, ознакомившись с которыми, человек находит свой настоящий рецепт счастья.

  3. Алевтина Алешина написал(а):

    Текст 3.
    Основной проблемой представленного текста является вопрос превращения информации в знание, знания в размышление, а размышления, в совокупности с интуицией и жизненным опытом, в мудрость. Данная проблема весьма актуальна в наши дни, когда у человека есть безграничный доступ к информации. К сожалению, часто эта информация не становится знанием, а остается, как говорит автор текста Б.Бим-Баду, «коротенькими, как у Буратино мыслями».
    Современному человеку необходимо во всем потоке информации выбирать главное, научиться анализировать, сравнивать и обобщать, делать выводы. Очень сложно не быть сосудом, в который вливают информацию, а уметь эту информацию превратить в знания, не просто иметь свое точку зрения, но и уметь ее доказывать. Человеку, по мнению автора, необходимо видеть, как детали окружающего мира, так и их взаимосвязь, устанавливать причинно-следственные связи, «не упускать из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира». И только когда знания подкреплены жизненным опытом, умением сомневаться в своих размышлениях, критично смотреть не только на поступки других, но и на свои собственные, быть честным, не заниматься самообманом, только тогда можно говорить о мудрости. Мудрость для автора -то высшее проявление человеческого интеллекта. Это не только жизненный опыт, он есть и у животных, это не только знания — ими обладают многие люди, это еще и «разнообразие исторического опыта», это скромность и постоянное стремление «удерживать внимание долгих дум».
    Из всего вышесказанного следует, что достичь мудрости может не каждый, владеющий большим объёмом информации, и даже не всякий, имеющий знания. Как говорил Лао Цзы: «Мудр тот, кто имеет знания и делает вид, что не знает».

Добавить комментарий

Антиспам. Ответьте, пожалуйста, на вопрос

Какое время года самое тёплое? (пишите маленькими буквами)

Репетиторы Москвы и СПб