Русский язык. Литература

26 задание. Теоретический материал

Размещено 8.01.19 в рубрике 11 класс, ЕГЭ

Анафора - повторение одних и тех же элементов в начале каждой новой фразы
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами. ( М. Цветаева)

Антитеза - резкое противопоставление понятий, образов, мыслей.
Ученье - свет, а неученье - тьма.

Антонимы - слова, имеющие противоположное значение. Белый -черный, вверх -
вниз.
Антонимы контекстуальные (контекстные) - слова, противоположные своими
значениями только в условиях контекста.

Архаизмы - устаревшие, вышедшие из употребления слова и выражения, которые
заменились другими. Чело (лоб).

Вопросно-ответная форма изложения - стилистический приём, заключающийся в
том, что автор задает вопрос и сам же на него отвечает:
Что такое осень? Это небо,
плачущее небо под ногами (Ю.Шевчук).

Гипербола - преувеличение размера, силы какого-либо предмета, явления. Он так
кричал, что в соседних домах окна повылетали.

Градация - такое расположение слов (например: однородных членов), частей
предложения, при котором либо усиливается, либо уменьшается смысловое или
эмоционально-экспрессивное значение: жалобный, жалостный, каторжный вой.
(М.Цветаева).

Диалектизмы - необщеупотребительные слова, используемые в определённой
местности: гутарить (говорить), селюшки (цыплята) и т.п.

Инверсия - нарушение прямого порядока слов с целью усиления выразительности
речи: Белеет парус одинокий. (М.Ю.Лермонтов)

Ирония - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с
целью насмешки. "Молодец!" - похвалил меня отец, листая дневник с двойками.

Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления, в связи с
исчезновением тех реалий, которые они обозначали: камзол.

Литота - троп, противоположный гиперболе. Художественное преуменьшение
величины, силы, значения изображаемого предмета, явления:
Ваш шпиц, прелестный,
шпиц, не более напёрстка. (А.Грибоедов)

Метафора - скрытое сравнение (заря жизни, мешок неприятностей, костер
рябины, льется речь, сердце пылает).

Метонимия - употребление названия одного предмета вместо названия другого
предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
Связь может быть:
а) между предметом и материалом, из которого сделан предмет
(«Не то на серебре - на золоте едал») (А.С.Грибоедов)
б) между содержимым и содержащим («Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»
(И.А.Крылов)
в) между действием и орудием этого действия («Её перо любовью дышит»)
(А.С.Пушкин)
г) между автором и его произведением «Читал охотно Апулея, а Цицерона не
читал» (А.С.Пушкин)
д) между местом и людьми, находящимися на этом месте «Но тих был наш бивак
открытый» (М.Ю.Лермонтов)

Неологизм - слово, созданное для обозначения нового понятия: мерчендайзер.

Окказионализм - слово, образованное автором, используемое только в условиях
данного контекста: Молоткастый, серпастый советский паспорт. (В.Маяковский)

Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух противоположных понятий.
Горячий снег. Безобразная красота.

Олицетворение - наделение неодушевленного предмета качествами живого
существа, человека. Вьюга злится, вьюга плачет.

Парцелляция - разделение одной синтаксической конструкции на части для
расстановки в ней акцентов, деление на мелкие интонационные и смысловые единицы.,
неполные предложения «Все умеют. И дядя Гриша тоже. И доктор тоже». (М.Горький).

Профессиональная и терминологическая лексика - слова, употребляемые в
определённой сфере деятельности людей (скальпель, бронхоскопия - в медицине).

Риторический вопрос - предложение, содержащее утверждение или отрицание в
форме вопроса, на который не ожидается ответа: А судьи кто?
Риторическое обращение - высказывание, которое адресуется неодушевленному
предмету, отвлеченному понятию: «Мечты, мечты! Где ваша сладость?» (А. Пушкин).

Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних
предложений или отрезков речи. «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца
золотой...» (М.Ю.Лермонтов).

Синонимы - слова, близкие или тождественные по значению: бежать-мчаться.
Синонимы контекстуальные - слова, сближающиеся своими значениями только в
условиях контекста.

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений. Выражается
творительным падежом («…великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит» (А.
Пушкин), формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира
тише»), оборотом с союзами как, будто, точно, словно и т.п. («Безумных лет угасшее
веселье мне тяжело, как смутное похмелье»).

!!!!Различайте сравнение и метафору. Пруд как зеркало – сравнение, два предмета, союз как.
Зеркало пруда – метафора, скрытое сравнение, нет сопоставления двух предметов,
можно заменить сравнением с союзом как, будто,точно…

Фразеологизм - лексически неделимое устойчивое сочетание слов, (остаться с
носом, иметь в виду, представить себе, обратить внимание, на белом свете, зарубить на
носу, вешать лапшу на уши).

Эпитет - художественное образное определение, вид тропа. Как правило, эпитет
выражен именем прилагательным, реже - наречием. Не каждое определение может быть
эпитетом (ср. железная кровать и железный характер»). Только в словосочетаниях
железный характер перед нами эпитет.

Добавить комментарий

Антиспам. Ответьте, пожалуйста, на вопрос

Какое время года самое холодное? (пишите маленькими буквами)

Репетиторы Москвы и СПб