Русский язык. Литература

НЕ с глаголами

Размещено 16.03.10 в рубрике 5 класс, Русский язык

Сегодня урок был подготовлен и проведён Дашей Ш. За что спасибо ей большое. Я спросила у Даши, трудно ли вести уроки, она сказала, что да... И это правда. А если учесть, что ещё много времени проводишь в размышлениях о том, как сделать урок интересным и информационным, потом проверяешь тетради, то получается, что вся жизнь - один сплошной урок 🙂

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.

НЕ с глаголом пиши раздельно .
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.


НЕ с глаголами пишется раздельно: не брать, не был, не знал, не спешил.
Пишутся слитно с не глаголы, которые без не не употребляются: негодовать, недоумевать, несдобровать, невзвидеть света, невзлюбить падчерицу.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Глагол хватать в любом значении пишется раздельно с не: Щенок подрос и больше не хватает хозяина за брюки; В книге не хватает нескольких страниц.
Различается раздельное написание не доставать в значении «не дотягиваться» и слитное написание недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным»: не достает рукой до форточки; в кассе недостает двух рублей, недостает терпения, только этого недоставало.
Различается раздельное написание не взирая и слитное написание невзирая. В первом случае налицо форма деепричастия от устарелого глагола взирать: критиковать не взирая на лица. Во втором случае - предложное сочетание невзирая на со значением «несмотря на», «вопреки чему-либо»: продолжать борьбу невзирая на потери, гулять невзирая на плохую погоду.
Пишутся слитно глаголы с составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-: недосолить - пересолить, недооценить свои возможности - переоценить свои возможности).

Следует различать глаголы с приставкой недо-, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до-, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) - не досмотреть спектакль до конца (не закончить смотреть); Безработные постоянно недоедали. — Дети часто не доедали за обедом свой суп.
Сравните также раздельное написание на основании общего правила: не добежать до финиша, не доводить до конца, не докончить письма, что-то не доделать, ни до чего не доспорились; Приводя эти факты, очевидец многого не досказал.

Д.з.: тетрадь грамотности, упр. 612, 613

Комментарии

  1. Гульназ написал(а):

    Елена Юрьевна, подскажите как делать упражнение №613, а то я не понимаю!

  2. Елена Юрьевна написал(а):

    Гулечка, я оставила учебник в кабинете. Если можно, конкретно: в чём трудность?

  3. никита написал(а):

    Здравствуйте, Елена Юрьевна, а домашние задание по литературе( рассказать о любом животном ) надо делать письменно или устно???

  4. Елена Юрьевна написал(а):

    Никита, надо прочитать любое художественное произведение о животных (ом) (В.Дурова, Б.Житкова, Даррела, ЧЕхова, Андреева и т.д.). Отзыв о прочитанной книге записать в дневник внеклассного чтения, (но сдавать дневник не обязательно именно завтра). А завтра на уроке рассказать о прочитанной книге или авторе.

  5. Гульназ написал(а):

    а, ну ладно, мы с мамой разберёмся!

  6. Елена Юрьевна написал(а):

    Хорошо. Но пока ещё сижу в Интернете, поэтому в течение часа спрашивайте, если будет вопрос.

  7. никита написал(а):

    Спасибо

  8. Елена Юрьевна написал(а):

    Не за что! 🙂

Добавить комментарий

Антиспам. Ответьте, пожалуйста, на вопрос

Что осенью падает с деревьев? (пишите маленькими буквами)

Репетиторы Москвы и СПб