Русский язык. Литература

К уроку

Размещено 15.05.17 в рубрике 5 класс

открытый банк заданий фипи
Укажите, к какому типу речи относится данный текст. Из предложений 8 и 9 выпишите все слова, в которых наблюдается оглушение звонкого согласного звука. Выпишите имя числительное, которое употреблено в тексте.
Сформулируйте и напишите значение слова дружба. Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Доказывая свой тезис, приведите два примера-аргумента из прочитанных текстов и/или из вашего жизненного опыта.

(1) Благодаря комнатному воспитанию мы с братом росли бледненькими и слабенькими господскими детками. (2) Мы отличались послушанием и боялись всего, что выходило за пределы нашего дома. (3) Но у нас сразу появилась полная свобода, когда мы начали ходить в школу. (4) Мы стали излишне смелы, что выражалось в школьных драках и шалостях. (5) Этот боевой период раннего детства совпадает с воспоминанием о первом друге. (6) Его звали Костей, он был сыном заводского служащего. (7) Костя никогда не сердился, всегда был весел и улыбчив. (8) Моего друга давно нет, но я всегда помню его как близкого человека, которого не можешь отделить от самого себя. (9) С ним вместе я начал самостоятельную жизнь, которая смогла перерасти пределы детской комнаты, захватить всё родное селение и потом увести на зелёный простор родных гор. (По Д. Мамину-Сибиряку)

У какого имени прилагательного окончание -ых имеет грамматическое значение – пр.п., мн.ч. Обоснуйте свой выбор.
1) с незапамятных времен
2) для подарочных пряников
3) без грустных песен
4) в прочных домах

Перечислите не менее 2 способов объяснения лексического значения слова.

Подчеркните в словах орфограммы. На основании выполненного задания сделайте вывод: в какой части слова может находиться орфограмма?

1) Плащом, едет, в синем небе

2) Долина, угасать, звёздный

3) Рассвет, поднять, презлой

4) Ключик, видеть, льняной

Ответ:___________________________________________________________

Какое слово является глаголом? Обоснуйте свой выбор.
1) грохот
2) пискляв
3) трескуч
4) печь (быстро)

Прочитайте текст

(1)Человечество давно уже умеет измерять все: длину, температуру, скорость, пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измере­ниям — так это боль, которую испытывает человек. (3)Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретенный ими прибор, который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории чело­вечества аппарат, который может измерять степень боли, испытываемой пациентом, в частности, при тяжёлых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли, заставляющей любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскалённой поверхностью металла. (6)Учёные считают, что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)

Из предложений (3) выпишите имя (имена) существительное(-ые) в винительном падеже единственного числа.

Ответ:____________________________________________________________

Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните постановку знака препинания в конце предложения. Составьте схему.
Как шумно радуется детвора приходу долгожданной зимы с её весёлыми и смешными забавами

Задание
1. Составьте и запишите слово, выполняя в строгой последовательности задания:

· Найдите в предложении определение, возьмите у него приставку: Это был беспокойный человек.
· У сказуемого возьмите корень: Моряки не страшатся бурь.
· Добавьте суффикс определения: Огромный шар поднялся в воздух.
· Добавьте суффикс обстоятельства: Весело гулять по зимнему лесу.
2. Объясните, почему в полученном слове пишется две буквы С?
3. Составьте предложение с этим словом, чтобы оно являлось обстоятельством, и запишите его.

Прочитайте текст

(1)Человечество давно уже умеет измерять всё: длину, температуру, скорость, пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измере­ниям — так это боль, которую испытывает человек. (3)Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретенный ими прибор, который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории чело­вечества аппарат, который может измерять степень боли, испытываемой пациентом, в частности, при тяжёлых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли, заставляющей любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскалённой поверхностью металла. (6)Учёные считают, что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)

Из предложений (3) и (6) выпишите однокоренные слова с чередованием согласных в корне. Укажите чередующиеся согласные.
Ответ:____________________________________________________________

От одного и того же глагола-сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения. Подберите и запишите дополнения. Над каждым из них укажите вид – прямое или косвенное.
о чём? ________________________________________
Восьмиклассник пишет (далее веером)
что? __________________________________________
кому? _________________________________________
чем? __________________________________________
с кем?_________________________________________

Вставьте пропущенные буквы. В скобках рядом со словами, в корне которых пропущена буква, запишите проверочные слова.
Насл_диться (___________________) кр_сотой (__________________) пр_роды, насл_дить (_________) на п_лу (________), оп_саться з_млетр_сения (__________________, __________________).

Прослушайте текст.
Поезжайте в Среднюю Азию. Там на дорогах вы увидите странную картину. Идет крошечный мальчуган или девчурка и ведет за собой огромного верблюда. Животное идет послушно, потому что ребенок тянет его за веревку, привязанную к кольцу, продетому в ноздри. Попробуй не подчинись! И не хочешь, а пойдешь следом, если тебя ведут за нос. Вставляли кольцо в нос и для укрощения свирепых быков.
Выражение «водить за нос» значит: обманывать, обещать и не исполнять.
(По Э. Вартаньяну)
Задание.
1. Объясните значение выражения водить за нос.

Прослушайте текст.
Вдоль дороги, которая спускается к оврагу, растут кусты орешника. Ветки голые, без листьев, обвешаны желтыми сережками.
— Лещина зацвела! — говорят в деревне. Откуда ни возьмись налетел ветер и качнул сережки. По воздуху поплыло желтое облачко, покачалось и опустилось на дно оврага.
Когда ветер затих, я сам решил пустить желтое облачко. Нагнул ветку и отпустил. Дедушка Макар стоял напротив и сделался желтым. Пожелтели брови, усы и борода. Так его облачко разукрасило.
Дедушка стряхнул золотую пыльцу, растер в ладонях, понюхал.
— Медом пахнет! Значит, осенью урожай на орехи будет.
(По А. Баркову)

Задание.
1.Выпишите из текста фразеологизм, объясните его значение.

Прослушайте текст.
На даче у нашего хозяина был поросенок. Хозяин на ночь закрывал этого поросенка в сарай, чтоб его никто не украл.
Но один вор захотел все-таки украсть эту свинку. Он ночью сломал замок и пробрался в сарай. А поросята всегда очень сильно визжат, когда их берут в руки. Поэтому вор захватил с собой одеяло.
И как только поросенок хотел завизжать, вор быстро завернул его в одеяло и тихонько вышел с ним из сарая.
Вот поросенок визжит и барахтается в одеяле. Но хозяева ничего не слышат, потому что одеяло толстое. К тому же вор очень крепко завернул поросенка.
Вдруг вор заметил, что поросенок перестал кричать и барахтаться. Вор подумал: «Может быть, я очень сильно закрутил его одеялом, и бедный поросенок там задохнулся».
Вор развернул одеяло, а поросенок выпрыгнул у него из рук, завизжал и бросился в сторону. Тут хозяева прибежали, схватили вора. Вор говорит:
— Ах, какая свинья этот хитрый поросенок! Наверное, он нарочно притворился мертвым, чтоб я его выпустил. Или он от страха упал в обморок.
Хозяин говорит вору:
— Нет, мой поросенок в обморок не падал. Он нарочно притворился мертвым, чтобы вы развязали одеяло. Это очень умный поросенок.
(По М. Зощенко)
Задание.
Выпишите синонимы.

Комментарии

  1. Кирилл Шураков написал(а):

    Елена Юрьевна, извини за то, что не сдал тетрадь с домашней работой. Завтра я обязательно сдам. Спасибо за понимание.

    Кирилл, дорогой мой!!! Конечно, я извинила Вас 🙂 :-)))
    Но хочу отметить, что перед обращением ставится запятая…И перед что тоже

Добавить комментарий

Антиспам. Ответьте, пожалуйста, на вопрос

Какой день недели идёт после вторника? (пишите маленькими буквами)

Репетиторы Москвы и СПб